Ещё живы участники войны, но человеческая жизнь не бесконечна, продлить её может лишь память, которая побеждает время. Будут приходить на смену друг другу поколения за поколениями. Но никто не должен забывать: то поколение - особое, оно спасло тех, кто родился после войны, отдало свою молодость ради победы жизни.
Всё для фронта
9 мая у мемориала Славы в Бикине соберутся практически все жители города вместе с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Минутой молчания почтят память павших воинов и поклонятся живым.
- Родилась я в 1924 году. До войны жила в деревне Терассы Усвятского района, Великолукской области (ныне Псковская область), - рассказывает Евдокия Титоновна Дjhjattdf. - Несмотря на то, что мне уже 90 лет, память цепко держит все события моей жизни, тем более из военной поры.
Для Евдокии война началась с обслуживания фронта на Орловско-Курской дуге. В 1941 году молодёжь 1922-1928 годов рождения вывезли в тыл в город Киров (Вятка) и определили в железнодорожную школу в группу кондукторов товарных поездов. По окончании школы направили в особый резерв колонны паровозов № 25 второго формирования в Перми - первая колонна №25 была практически уничтожена врагом.
- В начале 1943 года нашу колонну перебросили под Курск обслуживать фронт Орловско-Курской дуги. Так я стала военным железнодорожником, - продолжает Евдокия Титоновна. - Водили поезда прямо на передовую, несмотря на бомбёжки, мы должны были в целости доставить фронту грузы.
После освобождения Белгорода Евдокию отправили обслуживать 1-й, 2-й, а, потом и 3-й Украинские фронты. Было трудно, не раз девушка смотрела в глаза смерти - попадала под миномётный огонь по составу. Но судьба уберегла её: была ранена, но легко, осколком по касательной. Другим повезло меньше: немецкие самолёты были безжалостны к поездам, идущим к передовой, ведь они снабжали фронты необходимыми грузами.
Танки, вставшие на дыбы
- Многое я видела на фронте, видела окровавленных и изувеченных солдат. Не забыть мне Прохоровку, чёрную полосу мёртвых танков, протянувшуюся через весь горизонт, - сдерживая слёзы, продолжает ветеран. - После боя на Прохоровском поле и станции Сосновый бор, где всё горело и взрывалось, помню, как я сидела возле раненного военного коменданта и звала санитаров на помощь ему.
Уже темнело, вокруг был ад кромешный: что-то взрывалось, трещало, горело, гудело. А я кричала во весь голос, звала на помощь. Давно это было, а перед глазами эта жуткая картина: немецкие и наши танки, сошедшиеся лоб в лоб и вставшие на дыбы. Вставшие и навсегда застывшие в смертельном поединке. Сейчас я радуюсь жизни, радуюсь и благодарю судьбу, что мне воочию удалось увидеть великий день - День Победы.
Евдокия Дорофеева награждена медалями «За победу над Германией 1941-1945гг», «За доблестный труд в войне 1941-1945гг», медаль Жукова «Ветерану железнодорожнику в войне 1941-1945гг» и многими другими.
Маленькая Катюша
Так называли однополчане за боевой дух, оптимизм и несгибаемость Екатерину Тарасовну Егорушеву, сравнивая её с легендарным орудием. Маленькая, но всегда в первых рядах с открытой душой, со знанием дела и ответственностью Катюша выполняла особые задания.
О своих боевых заслугах радистка, ефрейтор в запасе говорит неохотно, потому что до сих пор хранит в памяти клятву о неразглашении секретной информации. Даже фотографий с военной поры не осталось, еле-еле удалось сберечь одну в форме.
- Нам не разрешалось хранить даже личные снимки, не говоря уже о других. Когда мы уходили на задание, вещмешки обыскивали и, если чего находили, рвали и выбрасывали, - вспоминает Екатерина Тарасовна. - Служила я сначала в 38 отдельном батальоне ВНОС (воздушное наблюдение оповещение связью).
Потом я попросилась на фронт. В декабре 1943 меня зачислили радисткой в закрытое подразделение при 304 батальоне. Базировались мы в Прибалтике. Наша группа ловила шпионов, а я передавала и принимала шифровки и документы.
Держать язык за зубами Катя научилась со школьных лет, когда вынуждена была работать на почте, ещё не имея паспорта. Даже её мама об этом не знала. С такой железной силой воли «Маленькая Катюша» пришлась как раз для секретной работы.
- Вот так, с рацией на спине и автоматом на шее, передвигаясь по-пластунски то по кустам, то по болотам, выполняла наша группа в 10 человек задания. Было очень страшно. Кто говорит, что ему не было страшно на фронте, - не верьте, - говорит ветеран. - Никому не хотелось умирать, но есть присяга, есть приказ. И чем яснее ты это чувствуешь, тем быстрее забываешь страх. Только после того, как придёшь с задания, понимаешь, что рисковал жизнью, а как удалось вернуться живым - не знаешь...
Помнит ефрейтор в запасе, как однажды делила на два дня восемь ржаных сухарей на десятерых. Как рассасывала по кусочку их, вместо конфет, закуривая сигаретой и запивая водой. Условия для всех были одинаковые - женщинам скидок не делали.
Наград секретному подразделению не причиталось. Правда, однажды предложили вместо медали отпуск домой, чему Катя была несказанно рада. Только пару лет назад за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны Высший совет ассоциации офицеров запаса Вооружённых Сил удостоил Екатерину Егорушеву званием лауреата форума «Общественное признание».
Под бомбами врага
О единственном ветеране Великой Отечественной войны, ныне живущем в Охотске Хабаровского края, Ольге Михайловне Ерофеевой рассказывают её односельчане.
Оле было 17 лет, когда началась война. Невысокая хрупкая воспитанница детского дома, что в городе Ишме Омской области, стремилась попасть на фронт, но не брали. С детдомовцами Оля строила железную дорогу, работала на танковом заводе, который перебазировался из западных областей страны в Сибирь, и регулярно ходила в военкомат.
Лишь в 1943 году надоедливую девчонку с боевым характером райвоенкомат отправил на фронт. Три месяца проходила курс молодого бойца, осваивала военную профессию. И вот оно - огненное пекло. Надев солдатскую шинель, попала в 1883-й зенитно-артиллерийский полк, где приступила к службе прожектористом.
На войне везде опасно. Но, освещая тёмное небо зенитчикам, прожектористы раскрывали своё местонахождение вражеским самолётам. Если пуля дура, то как назвать несущуюся на тебя воющую авиационную бомбу? Бомбу, сброшенную на тебя в ярости, потому как именно ты высветил ночного гада, начинённого смертоносным грузом. Было очень страшно, но выше страха было сознание необходимости бороться с ненавистным врагом, принесшим горе Родине. С боями прошёл 1883-й зенитно-артиллерийский полк по Орской и Смоленской земле, вместе с другими войсковыми соединениями освобождал Белоруссию. И так до самой Победы.
Много лет прошло с той самой поры, но память ветерана до сих пор хранит многие боевые эпизоды, имена погибших товарищей и тех, кому выпало жить всем смертям назло. К нынешним проблемам относится с мудростью людей, много проживших. Кажется, побольше бы таких как она, и мы преодолели бы мы все трудности сегодняшней жизни.
Низкий вам поклон, ветераны, за мирное небо над головой. И пусть остается оно таким же еще очень долго для наших детей, внуков и правнуков. Ведь ничего нет страшнее войны…
P.S. По данным краевого управления Пенсионного фонда России на 1 апреля, в Хабаровском крае проживает 1460 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда – 86 человек, тружеников тыла – 8387, несовершеннолетних узников концлагерей – 211 человек.
Смотрите также:
- Бедам вопреки. Пережившая голод и войну хабаровчанка отмечает 100-летие →
- «От горя, ужаса и безысходности даже больно стало дышать» →
- История в лицах: хабаровчане, герои Манчжурской операции →