Заглянуть в гости к атаману теперь запросто можно в православной деревне Беловодье под Хабаровском. Здесь открылся казачий музей с уникальными экспонатами времен освоения воинами-земледельцами Дальнего Востока России.
Казака растили с пеленок
Известный дальневосточный писатель и член-корреспондент РАЕН РФ, Почетный атаман Амурского казачьего войска Владимир Крюков сделал щедрый подарок музею. Он передал сюда почти сотню раритетов – старинные иконы, церковные книги, оружие и предметы казачьего быта: утюг на углях, хомуты, швейную машинку, прялку, старинную посуду и многое другое. И, конечно же, старые фотографии.
Самым главным местом в горнице атамана считался Святой угол. Без молитвы домочадцы не садились за стол и не брались ни за какое важное для семьи дело. Важным предметом в казачьем быту была и кровать. Обязательным было обилие перин и подушек с украшенными наволочками, подзорами и покрывалами.
Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя. Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки - сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.
Свою коллекцию потомственный казак Владимир Крюков начал собирать, по его словам, с чердака, как только открыл дедовский сундук. Из всех «трофеев» его больше всего заинтересовал непонятный медный предмет, чем-то напоминающий турку для приготовления кофе. Он обращался ко многим, но никто не смог объяснить, что же это такое. И только после долгой переписки со специалистами наконец узнал: в его руки попал… полковой ладан.
С миру по экспонату
Он отметил мастерство наших предков: они делали всё очень добротно, как самовары, так и шашки. Например, старинные клинки весят до 900 граммов, клинки помоложе – уже около полутора килограммов. Помимо того, что они тяжелее, так ещё старинные лучше сбалансированы.
Некоторую часть своей коллекции Крюков выкупал на собственные деньги. Но многие друзья ему просто дарили порой даже неожиданные находки. Как, например, знаменитую тогда албазинскую посуду, – ее обнаружили после размытия берега и прислали Крюкову.
Товарищ атамана Амурского казачьего войска Александр Ковальчук привез в музей целую библиотеку. В книгах раскрывается история амурских казаков, история освоения Дальнего Востока и Хабаровска, а также публикуются стихи и проза казаков Приамурья. Вся литература, напечатанная под редакцией В. Крюкова, рассчитана не только на казаков, казачат и кадет, но и на людей, интересующихся историей своего родного края.
Здесь же, в Беловодье, казаки помогают возводить храм. Они пришли на помощь местным жителям, заложившим церковь Святой Новомученицы Екатерины Арской в живописном месте предгорья Хехцира рядом с дальневосточной столицей. Иначе возведение храма превратилось бы в долгострой. Деревянная церковь, высотой в 27 метров, украсит православную деревню и привлечет прихожан.
Смотрите также:
- Вселенная Сысоева. Наследие известного писателя-дальневосточника живо →
- Выставка декоративного искусства «Валяем всё!» работает в Хабаровске →
- В Гродековском музее чествовали дарителей →