Искусство на скамейке запасных. Здание ДВХМ разрушается на глазах

Крупнейший на Дальнем Востоке художественный музей находится не в лучшем состоянии. Ситуация обострилась до такой степени, что сотрудники ДВХМ всерьёз стали переживать за сохранность уникальной коллекции произведений искусства. Решить все проблемы самостоятельно руководство музея не может, необходима поддержка краевых и городских властей. А её нет.

   
   

Финансирование - ноль

ДОСЬЕ
Валентина Запорожская, генеральный директор ДВХМ с 1992 года. Заслуженный работник культуры РФ. Награждена орденом Дружбы, знаками «За отличную работу», «За достижения в культуре». Лауреат премий губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства в номинации «За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность», «За личный вклад в развитие Хабаровского края», премии им. Я. Дьяченко за заслуги в социальной сфере Хабаровска, внедрение программ, способствующих процветанию города и сохранению его исторического и культурного наследия. Удостоена звания «Женщина года - 2010».
Здание музея «трещит по швам» как в прямом, так и в переносном смысле. Только вот чиновники обращения в свой адрес предпочитают игнорировать.

- Сегодня к нам предъявляют совершенно другие требования. В музеях должны быть детские комнаты, кафе или бары, торговые галереи. Сегодня наш музей имеет 16 тысяч единиц хранения. Мы не самый большой музей в стране, не претендуем на федеральный статус, например, как Эрмитаж или Русский музей. Но мы являемся методическим центром музеев Дальнего Востока. К сожалению, эту нашу деятельность, которой мы должны заниматься, не финансируют ни краевые, ни федеральные власти, - рассказала генеральный директор Дальневосточного художественного музея Валентина Запорожская.

Шедевры в кабинетах

В запасниках хранятся уникальные коллекции русского, западного и национального искусства. Не каждый российский музей может похвалиться, что в его фондах есть картины Паоло Веронезе - в запасниках находится произведение «Блудница перед Христом». Или, например, шедевр Тициана (один из девяти в нашей стране - прим. ред.).

- Есть картина итальянского живописца Бернардо Белотто - очень редкий архитектурный пейзаж «Церковь Санта Мария Маджоре в Риме». Если говорить про советское искусство, это «Дочь рыбака» Петрова-Водкина, Мартирос Сарьян, Игорь Грабарь, Митрофан Греков, Николай Терпсихоров. Имена громкие, известны не только искушённым любителям искусства, - продолжает Валентина Александровна. - Только увидеть эти произведения в экспозиции у гостей и жителей дальневосточной столицы вряд ли получится в ближайшем будущем. И отсутствие пространства тому вина!

Места под все произведения катастрофически не хватает. Дошло до того, что сотрудники музея вынуждены переносить старинные полотна к себе в кабинеты. Естественно, подобное решение не идёт на пользу произведениям, но другого выхода сейчас просто нет.

В тесноте и обиде

От нехватки свободных площадей страдают не только картины и скульптуры. В музее в принципе отсутствуют реставрационные мастерские; специалисты вынуждены ютиться в небольшой комнатке, где невозможно работать с монументальными живописными произведениями. Не хватает места и на организацию того пространства, которого сейчас требует современный музей. Мало кто знает, но на базе ДВХМ есть единственная на Дальнем Востоке библиотека искусства. Но нет читального зала, поэтому книги доступны только специалистам - художникам и преподавателям, хотя библиотека должна быть публичной.    
   

Капля за каплей

Есть у музея ещё одна серьёзная проблема и решать её нужно, пожалуй, оперативнее, чем все остальные. Дело в том, что при строительстве здания Военного собрания не учли один важный момент - грамотный отвод грунтовых вод. В результате за долгие годы потоки подмыли фундамент, из-за чего по стенам пошли трещины.

Четверть века назад, в 1992 году, музейные работники ещё не знали об этой мине замедленного действия. Переезд в новое здание стал для них по-настоящему радостным событием. До этого на протяжении почти 90 лет учреждение располагалось в бывшей синагоге. Новые помещения казались куда более просторными, да и история здания добавляла музею ещё больше значимости. Кроме того, бывшее Военное собрание было хорошо отремонтировано - его привели в порядок специально к переносу музея.

Потеря ДВХМ станет катастрофой для края.

Но сейчас конструктивные недостатки проявились во всей некрасивости. Хабаровчане и гости города наверняка видели ограждение вокруг музея, которое выполнено красной лентой. Дело в том, что начала отваливаться старинная лепнина. Здание музея надо спасать, причём оперативно.

Единственный вариант, который есть у сотрудников учреждения, - это консервация. Но какие последствия она принесёт и сколько продлится, пока неизвестно. Консервация означает, что здание будет выглядеть так, будто его бомбили. Придётся сбивать лепнину и демонтировать другие элементы декора. И одно из самых красивых зданий в Хабаровске уже не сможет отличаться своим оформлением. Конечно, потом всё будет восстановлено, но это уже будет новодел. Так или иначе, но проблема есть и решать её надо незамедлительно, пока здание не начало рушиться на головы хабаровчан и гостей дальневосточной столицы.

Выход - новый корпус

Больше всего гендиректор боится за сохранность фондов. Непонятно, как во время ремонта (если он будет) обеспечат безопасность бесценных шедевров. Их нужно переносить в надёжное место, а это огромные траты, да и место такое ещё предстоит найти. Нужна заинтересованность краевых властей, а её Валентина Запорожская пока не видит.

- Всего музей может выставить свои произведения на 1240 квадратных метрах - это порядка ста картин в постоянной экспозиции. Если переводить количество в проценты, то из 16 тысяч работ, имеющихся в распоряжении учреждения, размещено в залах около 0,1% шедевров - это капля в море - рассказала Валентина Запорожская.

У музейных работников есть идея: возвести неподалёку от здания ДВХМ новый корпус. По такому пути в своё время пошёл Гродековский музей.

Проконсультировавшись с архитекторами, Валентина Александровна предлагает не делать пристройку, а соединить будущий новый корпус со старым подземным переходом. Ориентировочная стоимость проекта - 500 миллионов рублей. Пока предложение повисло в воздухе.

Кстати, у Хабаровска есть шанс заявить о себе на всю страну не только «делами живодёрок» и «зелёнкой».

- Мы получили положительный ответ об открытии филиала Государственного Русского музея. Согласие на это дал его директор Владимир Гусев, - с гордостью делится Валентина Александровна. - Но для того, чтобы это произошло, необходимо волевое политическое решение местных чиновников - без него не решить вопрос с поиском или строительством нового здания. Русский музей не будет финансировать строительство, но сможет предоставить свои фонды.


СПРАВКА

Здание, в стенах которого сейчас располагается музей, строилось по проекту архитектора Владимира Григорьевича Мооро. Военное собрание было возведено в 1887 году. Согласно историческим источникам, на первом этаже сооружения размещались зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, приёмная, комнаты для музыкантов и туалетная. На втором этаже - комнаты для карточных игр, библиотека и бильярдная. В цоколе были обустроены комнаты для прислуги, повара, а также кладовые.

В первоначальном своём облике Военное собрание просуществовало чуть меньше 30 лет - перестройка длилась с 1914 по 1916 год. Автором нового проекта выступил Николаев-Труханин. Старое здание попытались вписать в новый ансамбль - и это успешно получилось. Благодаря реконструкции сооружение выросло вверх до трёх этажей. Крышу украсили четырёхгранные шатры. Кроме того, к зданию пристроили новых двухэтажный корпус с мощным куполом.

Смотрите также: