Помните, в учебниках истории мы читали про берестяные грамоты? Особенно много их обнаруживают при раскопках в Великом Новгороде и его окрестностях. Учёных поначалу удивило, что среди авторов и адресатов довольно много женщин. Как-то это не вязалось с классическим стилем «домостроевских отношений».
Бесценные свидетели
Тщательное изучение исторических документов помогло собрать образ новгородки XI-XV веков. На её долю выпала тяжёлая домашняя работа: нужно было уметь прясть, ткать, варить пиво из «жита», ухаживать за скотиной, не забывая кормить обедами семью… Но при всём этом она была довольно образованной, любящей украшения и элегантную одежду. Именно такой предстала новгородка перед посетителями музея им. Гродекова в выставке «Прекрасное Средневековье. Образ женщины Древнего Новгорода».
Экспозицию в Хабаровск привёз Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. В ней украшения той эпохи, образцы тканей, обувь и, конечно, берестяные грамоты. Женщины вели деловую переписку, писали челобитные и даже любовные записки. «Аль не люба я тебе?» - извечный упрёк женщин всех времён! И всё же почерк на многих грамотах одного периода схож - не все горожане, не говоря уже о крестьянах, были грамотны. Среди документов есть личная переписка супругов - бесценное для историков свидетельство о нюансах семейной жизни, о повседневных заботах женщин. Простые ремесленницы заняты выбеливанием сотканного полотна, в письмах горожанок побогаче есть купленное «ведёрко осетрины» и «маслице деревянное».
В соседней витрине - кухонная утварь, сосуды для приготовления еды. По-моему, не хватает рецептов блюд для полноты картины.
С премьерой!
Впрочем, не будем жадничать: на выставке представлено 870 предметов! К слову, как же везли их через всю страну? Как заботились о сохранности исторических ценностей в дороге?
«Привезти экспозицию - полдела. А целое дело в том, что выставка - практически премьера, мы её экспонировали в своём музее всего два месяца и сразу повезли к вам», - рассказала заместитель генерального директора по учётно-хранительской работе, главный хранитель Юлия Коломыцева. «Кстати, именно берестяные грамоты и украшения из стекла, металла и полудрагоценных камней перевозить достаточно просто: они очень устойчивы к агрессивной внешней среде. Почему удалось обнаружить столько грамот в хорошем состоянии? Их было сложно разорвать, приходилось завязывать в узелочек и выбрасывать в выгребные ямы. Ценные же вещи хранили в домах, но дома часто горели вместе со всем добром. Такой интересный каламбур получился: сохранилось то, что даже не пытались сберечь."
Кстати, в «родном» музее, по словам главного хранителя, выставка была оформлена несколько в ином стиле: золотые украшения выставили на чёрном бархате, например. У Гродековского музея сложился свой взгляд, во многом благодаря местным дизайнерам.
«В экспозиции много мелких деталей, которые нужно было подать на простом фоне - для контраста. Поэтому не стали «разукрашивать» витрины, сделали их максимально лаконичными. Мы выбрали два цвета для оформления: чёрный и белый, чтобы не отвлекать внимание от украшений и представить их в наиболее выгодном для восприятия свете», - рассказал один из дизайнеров Иван.
В лаптях не ходили
Идея «надеть» украшения на портреты, по-моему, весьма удачна. Во-первых, неискушённому зрителю сразу понятно назначение того или иного предмета. Ведь в древности та же брошь выглядела несколько иначе, чем сейчас. Современный зритель не узнает простую пряжку для пояса или плаща - вполне привычный аксессуар для жителей Древнего Новгорода.
У обуви того периода тоже довольно странный для нас вид. Лично я засомневалась в её удобстве, но, как объяснил экскурсовод, это только на первый взгляд.
«Новгородцы в лаптях не ходили. Кожевенное производство было очень развито, шили не только повседневную обувь, но и праздничные варианты», - рассказывала экскурсовод, водя зрителей от витрины к витрине. «Такие ботиночки, например, дополнительно украшали. Поскольку шили их на заказ, то они хорошо сидели на ноге».
Словом, жизнь женщины той эпохи почти не отличалась от нашей: она вела хозяйство, воспитывала детей. Почти - ведь у неё не было стиральной машины, плиты-«самоварки» и прочих благ цивилизации. И при этом она находила в себе силы быть красивой.
Смотрите также:
- Музей раритетной электротехники из Хабаровска получил признание в Москве →
- Юные хабаровские балерины всегда смотрят вперёд →
- В Гродековском музее чествовали дарителей →