Сладкая смерть. В Хабаровском крае вымирают пчелиные семьи

Виктор Крутов / АиФ

Их травят

Производство мёда в Хабаровском крае снижается год от года. Мы уже не поставляем его на экспорт, да и собственные потребности не удовлетворяем. Сокращение объёмов медовых заготовок идет параллельно с экологической угрозой – по вине человека пчелам грозит вымирание.

   
   

«Южные районы Хабаровского края и практически вся ЕАО переживают настоящую пчелиную катастрофу. Поголовье пчел уменьшается. Например, в Могилёвке, район Лазо пасеки потеряли от 20 до 50% пчелиных семей. Причина – отравление насекомых пестицидами. Химикаты распыляют фермеры, защищая урожай овощей и фруктов от вредителей, попутно убивают и пчел. Беда в том, что распыление пестицидов идет неконтролируемо, токсичные химикаты неизвестно из чего изготовлены. Везут их из Китая. Проблемы вымирания пчел можно было бы избежать, если бы власти или сами фермеры заранее предупреждали о времени обработки растений ядами. В таком случае пчеловоды запирали бы улья. Но никто ни о чем не ставит в известность. В итоге пчела летит за пыльцой, получает смертельную дозу яда и гибнет на месте», - описывает ситуацию председатель хабаровского краевого объединения пчеловодов-любителей Валерий Шубакин.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

По словам пчеловода, китайские смеси неизвестного состава предельно токсичны. В отличие от российских препаратов они не проходили испытания на пчёлах.

«В июле комиссией краевого минсельхоза и Россельхознадзора проводилась серия проверок сельхозпроизводителей на предмет использования ими агрохимикатов, вызывающих падёж пчелиных семей. Всего проверили пять районов. Информация в отношении двух предприятий, нарушающих режим хранения и использования пестицидных препаратов, была направлена в межрайонную природоохранную прокуратуру», - рассказала экс-руководитель отдела животноводства и племенной работы минсельхоза Татьяна Горностаева.

В начале июня специалисты минсельхоза провели совещание с пчеловодами. Чиновники выслушали претензии последних. Было решено составить карту медоносных участков Хабаровского края и нанести на нее географические координаты пасек и подъездных путей к ним. Это необходимо из-за специфики сбора мёда – часть пчелосемей во время сезона нужно перемещать с места на место.

Пчелиный геноцид

Пчеловоды региона до сих пор не имеют чёткой организации. Только в октябре 2018 года было решено объединиться в ассоциацию. В настоящий момент документы находятся в стадии согласования и оформления. Пример такой гильдии дало Приморье. Там ассоциация существует давно, она успешно отстаивает интересы местных пчеловодов и, в частности, борется с лесозаготовителями.

Потому что кроме потравы пчёл ядохимикатами значительный вред наносят массовые вырубки липовых лесов.

   
   

Право сводить липу лесозаготовители получили в начале нулевых годов. За полтора десятилетия эта практика дала свои «результаты». Например, в ЕАО добыча липового мёда практически прекратилась – липовых рощ не осталось. В Хабаровском крае этот вредоносный процесс затрагивает центральные и северные районы. Если на юге региона мёд исчезает из-за пестицидов, то на севере – по причине вырубки липовых деревьев. Решение этой проблемы пчеловоды видят в регулировании лесозаготовительной деятельности властью. В пример ставят опять же Приморье – под пчеловодство целенаправленно выделено 1,2 млн га леса, а самом «лакомом» липовом месте – 60 га.

Третья причина сокращения добычи меда в крае – это отсутствие централизованной закупки меда у производителей. Мед расходится мелкими партиями, каждый пасечник реализует его по своим схемам. В подавляющем большинстве эти схемы – «серые». То есть пчеловодство работает с наличкой, уходя от какого-либо налогообложения. Валерий Шубакин утверждает, что объединение пчеловодов-любителей обращалось к правительству края с предложением организовать центр по закупке меда.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Компания «Лесные продукты» также предлагала централизованную скупку мёда. Но предложенная ею цена – 120 рублей за килограмм – не устроила пасечников.

В прошлом году в Хабаровском крае официально было произведено около 539 тонн меда. Сколько неофициально – неизвестно. Мы имеем как бы две вершины огромного сладкого айсберга. С одной стороны количество пчелосемей сокращается из-за потравы сельхозугодий агрохимикатами и вырубки липовых лесов. С другой – уход пчеловодов в тень и нежелание объединяться для того, чтобы сообща противостоять вызовам времени.

В середине августа в правительстве Хабаровского края должно состояться мероприятие, которое может вывести региональное пчеловодство из кризиса и поставить производство мёда на нормальную цивилизованную основу. В нем примут участие производители, чиновники и надзорные органы. Посмотрим, что из этого получится.

Смотрите также: