Примерное время чтения: 11 минут
1875

Плесень и тараканы. Как хабаровчане массово отравились сразу в двух кафе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ-Дальинформ» № 9 26/02/2025

За последние две недели в Хабаровске прогремели сразу два крупных скандала с общепитом, и в обоих случаях из-за массового отравления клиентов. Работу заведений уже приостановили, но панику в соцсетях это не успокоило — десятки пользователей заявляют, что больше не будут ходить в точки с фастфудом и полностью перейдут на домашнюю еду. Как всё произошло, что предшествовало инцидентам и какие действия предпринять, если столкнулся с симптомами пищевого отравления, разобрался hab.aif.ru.

«Спасибо за путешествие на скорой»

Первый инцидент связан с кафе японской кухни «Сё и сразу» — точнее, с его филиалом по улице Лермонтова, 15, где располагается пункт самовывоза. В начале февраля в городские поликлиники один за другим стали поступать пациенты с кишечной инфекцией — как позже выяснилось, незадолго до отравления все они заказывали роллы в этом заведении.

«На следующий день после приёма пищи проявилась температура, диарея, тошнота и рвота. Длилось это пять дней. Я никогда прежде так не травился. Друзья, будьте осторожней», — написал в отзывах 2GIS пользователь Никита Соколов.

Следом за этим отзывом идёт другой негативный комментарий с похожей историей. Ирина заявила, что ужин из кафе закончился для неё приездом медиков и госпитализацией в инфекционное отделение, где ей диагностировали заражение кишечными бактериями сальмонеллы.

«Спасибо этому кафе за увлекательное путешествие на скорой помощи. Кто хочет устроить мини-отпуск — рекомендую. Мне не понравилось, пролежала почти неделю. У меня и еще у трёх человек, кто обращался со мной в тот период, выявили сальмонеллёз. Выводы делайте сами», — написала девушка.

Фото: Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

Когда из больниц стали поступать извещения о резком притоке пациентов, Роспотребнадзор не остался в стороне — ведомство провело эпидемиологическое расследование, которое выявило в филиале сети японской кухни целый комплекс нарушений. Специалисты установили, что у работников кафе нет медицинских книжек, в помещениях не проводится ежедневная влажная уборка, а условия хранения продукции — на которую, в числе прочего, отсутствует техдокументация — не соблюдаются.

По решению Центрального районного суда точку общепита закрыли на месяц. Роспотребнадзор подчеркнул, что клиенты, которые отравились роллами, имеют право на денежную компенсацию — для этого им нужно обратиться с письменной претензией в адрес ИП. Заведение не стало отрицать, что вина лежит на нём, и пошло потребителям навстречу.

«Хотим уточнить, что на данный момент мы сотрудничаем с Роспотребнадзором для выявления всех недостатков и в кратчайшие сроки налаживаем все процессы. Мы на связи и приносим искренние извинения за доставленные неудобства и случившиеся ситуации. Нам очень жаль, что такое коснулось наших гостей, и мы прикладываем все усилия, чтобы восстановить нашу работу в соответствующих нормах», — написал представитель кафе в 2GIS.

«Раздавила таракана прямо перед нами»

Второй резонансный случай массового отравления произошёл в кафе «Крафт&Бургер» на улице Ленина, 40. По масштабам оно превзошло предыдущее — на этот раз от некачественной еды пострадали восемь человек. Но больше всего хабаровские соцсети ужаснулись даже не числом отравившихся, а фотографиями, сделанными специалистами Роспотребнадзора во время проверки — вид прогнивших овощей, «супа с плесенью» и плиты под слоем пригоревшего жира вызвал у многих пользователей, как они сами отметили в комментариях, «рвотный рефлекс».

Хорошими отзывами в 2GIS кафе похвастаться не может — его рейтинг, по данным хабаровских пабликов, был ниже четырёх звёзд задолго до произошедшего. Чаще всего гости жаловались на некачественную еду, грубое обслуживание и полнейшее пренебрежение санитарными нормами.

«Сервис был не просто ужасен, а отвратителен! Официант жевал жвачку, принимая заказ, повар матерился, стоя рядом с менеджером. Но самым добивающим было то, что официант спросил у гостя: „Будете тут хавать или дома“?» — поделился впечатлениями пользователь purpur mua.

Фото: Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

«Вместо мяса кляр пережаренный. Все было максимально невкусно. Ну и в дополнение — проблема с животом на утро», — писал Денис, который оказался в числе пострадавших.

«Мы сидели за столиком, и вдруг у нас из под стола выбежал таракан. Я позвала официантку, она его придавила ногой и просто оставила бедного лежать на полу напротив нас», — утверждает Ирина.

Эпидрасследование показало, что жалобы были небезосновательными. По данным Роспотребнадзора, предприятие не оснащено холодильниками в достаточном количестве, процессы на кухне никем не контролируются, у сотрудников, по классике, нет медицинских книжек, а у продуктов — документации. Многие продукты при этом к употреблению непригодны — овощи испорчены, а молоко хранится в ненадлежащих условиях. Из оборота уже изъяли более 200 килограммов сырья. Ведомство передало документы в суд, чтобы деятельность кафе приостановили.

«На глаз определить практически невозможно»

На фоне часто мелькающих новостей о массовых отравлениях хабаровчане стали задаваться вопросом — как обезопасить себя во время походов в рестораны и кафе? Прежде всего, рассказала hab.aif.ru диетолог-эндокринолог Ванда Корогод, для этого необходимо научиться распознавать основные симптомы пищевого отравления, чтобы оперативно принять меры. В их число, как правило, входят тошнота, слабость, рвота, жидкий стул, боли в животе, головокружение и повышение температуры, а в тяжелых случаях — галлюцинации.

«Первые признаки отравления могут появиться через 30 минут после употребления зараженного продукта, однако в зависимости от возбудителя симптомы проявляются и спустя 2–5 часов. Клиническая картина отравления схожа независимо от причины, но интенсивность и скорость развития симптомов зависят от количества вредного агента и его природы, будь то микробное загрязнение или химическое вещество», — отметила врач.

Визуально определить плесень на продукте несложно — но это, пожалуй, единственный индикатор испорченной еды. Запах и вкус недобросовестные повара обычно маскируют пряностями и добавками. Фото: ОНФ в Коми

При отравлении организм теряет большое количество жидкости, поэтому важно восполнять её запасы. Как рассказала эндокринолог, при умеренной дегидратации рекомендуется пить воду небольшими порциями, чтобы избежать усиления тошноты. Для восстановления баланса электролитов и глюкозы можно приготовить раствор: в литре воды развести половину чайной ложки соли и шесть чайных ложек сахара, принимать по одному стакану. Альтернативой служат спортивные напитки без кофеина, но наиболее эффективны аптечные регидратационные растворы, которые содержат необходимые микроэлементы для быстрого восстановления.

К сожалению, опасный продукт зачастую невозможно определить без лабораторного анализа, добавила врач. Разглядеть ту же самую плесень не составит особого труда — но нередко блюда с испорченными ингредиентами маскируют ароматизаторами и специями, что делает их неотличимыми от качественных.

Сначала — к врачу, потом — писать жалобу

Как рассказала hab.aif.ru пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Анастасия Судакова, чтобы профильное ведомство обратило внимание на кафе, где подают некачественные блюда, достаточно даже одного случая отравления. Но чтобы кафе закрылось, этого мало — деятельность заведения общепита приостанавливается не на основании одних лишь жалоб и их количества, а по результатам эпидемиологического расследования.

«Специалисты прибывают на место происшествия, анализируют заведение на предмет нарушений и тщательно фиксируют все недочёты. После этого Управление имеет право вынести решение о временной приостановки деятельности заведения до решения суда. В случае с недавними отравлениями роллами и бургерами оба протокола расследования направлены в суд. Он может как наложить штраф, так и приостановить работу кафе или ресторана на обозначенный срок, за который заведение обязано устранить нарушения», — рассказала представитель Роспотребнадзора.

Дальнейшая судьба двух «прославившихся» хабаровских кафе зависит лишь от того, насколько они готовы менять подход к работе. Компании будут обязаны предоставить отчёт — либо предъявить его в документальном форме, либо пригласить специалистов и показать, что нарушения устранены, кухня чистая, повара обследованы, а продукты свежие. Если же всё останется как было, Роспотребнадзор укажет, что нарушения не устранены, угроза жизни и здоровью граждан сохраняется, после чего обратится в суд повторно — в этом случае последствия будут более серьёзными.

«Если посетитель кафе почувствовал симптомы отравления и уверен, что в этом виновато заведение, где он принимал пищу, в первую очередь ему нужно обратиться к врачу. Эпидемическое расследование проводится на основании экстренных извещений от медицинских организаций. На основании одной жалобы без медицинского заключения будет вынесено лишь предостережение», — добавила Судакова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах