Рядом со списком чудотворной иконы, которая была привезена в Хабаровск в 2004 году, через месяц установят нерукотворный образ Богородицы. Прихожане и священнослужители уверены: лик появился чудесным образом.
Лик на стекле
В начале июня этого года служители Христорождественского собора в Хабаровске неожиданно обнаружили на стекле киота точное отображение образа. На нём (стекле) чётко отпечаталась икона «Неупиваемая чаша», точнее, её негатив.
- 2 июня, во время плановой приборки храма мы решили снять киоты с икон, чтобы убрать с них пыль, - вспоминает иерей Владимир Белогубов, настоятель Христорождественского собора Хабаровска. - Когда сняли киот с иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», то внутри на стекле обнаружили белый налёт. Кто-то даже пальцем провёл по нему - думал, что это просто пыль. Однако позже, повернув стекло к свету, заметили, что это не пыль, а лик иконы.
Священнослужители предполагают, что пыль не может сесть так, чтобы чётко повторить образ Богородицы, младенца, чаши. Скоро киот с нерукотворным образом повесят в храме отдельно от самой иконы для того, чтобы сомневающиеся смогли воочию лицезреть явление. Оттиск на стекле хорошо виден на чёрном фоне.
- Коль так произошло, я дал распоряжение по приходу, чтобы у иконы расположили неугасимую лампаду, и ежедневно вечерами служились молебны, - продолжает отец Владимир. - Так как стекло закреплено на её киоте, то решили для самой иконы сделать новый киот, а прежний, с нерукотворным образом, разместить рядом.
Объяснить феномен
Хабаровская икона «Неупиваемая чаша» была написана в начале двухтысячных в Серпуховском монастыре. Владыка Марк заказал её по настоянию хабаровских страждущих «от винопития, алкоголизма и наркомании». Список делали монахини с оригинала иконы, с которой постоянно происходят чудеса. Конкретной с нашей уже было другое чудо. После первого молебна, который служили в Христорождественском соборе, из чаши начала проистекать мира. Потом мироточить икона перестала, и вот проявилась на стекле.
Возможно, у этого явления есть научное обоснование. С вопросами обратилась к реставратору Дальневосточного художественного музея.
- В идеале отпечаток нужно исследовать в лаборатории, провести физико-оптическое исследование, посмотреть в ультрафиолете, - объясняет Татьяна Маневич, художник-реставратор Дальневосточного художественного музея. - Но этого нет у нас в городе, а везти в центр было бы дорого. Обычно иконописцы в семинариях или монастырях используют натуральные пигменты, и соблюдают технологию их смешивания от и до. Свойства этих красок обычно таковы, что не испаряются и не отпечатываются.
Если предположить, что микрочастицы притянулись от грунта, то тогда была бы утрачена и живопись иконы, отмечает Маневич. Тем более, поверх хорошо просохшей краски кладут слой разогретой олифы, которая разглаживается ребром ладони - не кисточкой.
Увы, за неимением оборудования для исследования остаётся только догадываться о природе нашего феномена.
- С одной стороны, это благословение Божие на то, чтобы и дальше нам проводить работу с алко- и наркозависимыми и их семьями, - считает иерей Владимир Белогубов. - А с другой – Богородица помогает не только зависимым людям, ведь эта икона символизирует неупиваемую чашу милости Божией ко всем нам, значит, это чудо должно каждого укрепить в вере в этот период.
Кстати
Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившимся в течение двух тысячелетий.
В иконописи с давних пор существует определённая последовательность в процессе, он разделён на несколько этапов («ремёсел»). Подготовка основания - иконной доски и приготовление красок; грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея); золочение; нанесение красочного слоя - живопись; покрытие иконы олифой. В древности каждое «ремесло» делал отдельный мастер.
В иконописи используются в основном природные ингредиенты – клей костный или желатин, мел. Эмульсия для живописи делается на основе яичного желтка.