Аргументы и Факты
hab.aif.ru
16+
Хабаровск
Аргументы и Факты
hab.aif.ru
16+
Хабаровск
Примерное время чтения: 11 минут
59

Иначе Богоматерь отвернётся: что нужно сделать на Введение 4 декабря 2025

4 декабря 2025 года отмечается один из величайших православных праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Торжество, относящееся к Богородичному циклу, раскрывает одну из важнейших тайн Спасения — верующие чествуют начало пути Богородицы, что был освящен Божественным избранием. Церковный праздник сегодня соединяет в себе древнее предание, византийскую гимнографию и благочестивые традиции, укоренившиеся в народе с течением столетий.

Историческое содержание

Основанием для повествования о событии Введения служат апокрифические памятники II–X веков, сформировавшие предание о детстве Пресвятой Девы. «Протоевангелие Иакова» и латинская версия «Евангелия Псевдо-Матфея» сообщают о рождении Марии в семье праведных Иоакима и Анны, о данных ими обетах и о посвящении дочери Богу с раннего возраста. Именно в этих источниках раскрывается история приведения отроковицы в храм и её принятия первосвященником.

Согласно Преданию, когда Марии исполнилось три года, её родители исполнили обещание, данное Господу, и привели её в Иерусалимский храм. Как повествуется в древних текстах, Дева легко взошла по каменным ступеням, хотя возраст её был мал. Это явление толковалось как знак особой благодати, пребывавшей на будущей Богоматери с первых дней её жизни.

Первосвященник Захария, которому было открыто от Бога, ввёл Марию в Святая Святых — место, куда дозволено входить лишь ему одному и только раз в году. Этот необычный поступок стал свидетельством тайного промысла о Деве, прежде всех поколений избиравшейся как чистый сосуд для воплощения Сына Божия. Предание сообщает, что Мария пребывала в храме, проводя свои дни в молитвенном покое, честном труде и изучении Священного Писания.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан Вечеллио, 1534—1538, фрагмент картины.

Богословская мысль древней Церкви видела в этом событии не только исторический факт, но и духовный символ: в лице Марии человечество впервые приближается к Божественной тайне так близко, как не позволено никому из сынов Адамовых. Введение Богородицы рассматривалось как начало восстановления повреждённой природы и как предвестие воплощения Христа, Который должен был войти в мир через Деву.

Расширение празднования Введения приходится на византийскую эпоху. Первые упоминания в месяцесловах VIII века были краткими, но уже с X века праздник получает предпразднство, попразднство, собственные песнопения и полное литургическое последование. Постепенно он занимает прочное место в годовом круге, становясь одним из двунадесятых торжеств. Его духовное содержание соединяет историю Божиего промысла с созерцанием внутренней чистоты Богородицы.

Со временем праздник укоренился во всей полноте православной традиции и стал восприниматься как день, предваряющий великую тайну Рождества Христова, поскольку жизнь Марии, выросшей в покое храма, подготавливает верующих к встрече Спасителя. Историческая память о Введении стала также напоминанием о Божественном избрании и о начале пути Богоматери, который привёл её к великому служению миру.

Гимнография Введения

Песнопения Введения во храм Пресвятой Богородицы раскрывают духовный смысл праздника через символы и богословские образы. Тропарь говорит о явлении Девы в храме как о предвозвещении спасения для всех народов, подчёркивая, что вхождение Богородицы в святилище является первым лучом грядущего Рождества Христова. В песнопении звучит благодарственная радость, соединяющая земное и небесное.

Кондак праздника называет Деву «чертогом многоценным» и «сокровищем славы Божией», вводимым в дом Господень. Этот образ закрепляет мысль о Марии как одухотворённом храме, в который снизойдёт Божественная благодать. Ангельское воспевание подчёркивает высоту её призвания, ещё не открытого миру, но уже явленного в храмовой тиши.

Фото: Православная энциклопедия «Азбука веры»

Молитвенные тексты и величание усиливают богословский акцент на чистоте и смирении Богоматери. Гимнография праздника учит рассматривать событие не внешне, а внутренне — как начало пути, который приводит человечество к обновлению и восприятию света Христова. Она обращает сердце к тишине, столь важной в этот день.

Все песнопения создают единый строй богослужебной мысли, вводящей молящихся в духовное созерцание. Служба Введения знаменует переход от ветхозаветного ожидания к новозаветному исполнению, а гимнография становится словесным выражением этого перехода.

Иконография Введения

Иконографический образ Введения во храм раскрывает величие события через символику храма и малую фигуру отроковицы, восходящей к первосвященнику. Мария изображается в мафории как знак её избранничества и будущего достоинства Богоматери. В её лице выражено смирение, соединённое с духовной решимостью, что соответствует повествованию Предания.

Рядом с Девою изображаются её родители, указующие на ребёнка с тихой радостью и благоговением. Позади них нередко присутствуют девы со свечами, символизирующие чистоту и молитвенное настроение тех, кто сопровождал Марию на пути из Назарета. Эта деталь подчёркивает процессуальный характер события, напоминающий о принесении дара Богу.

Фото: Православная энциклопедия «Азбука веры»

Захария встречает Марию у входа в святилище, изображённого как киворий с высокими сводами. На некоторых иконах присутствует сцена питания отроковицы ангелом или её пребывания в храмовой горнице, что символически раскрывает мотив сокровенного созерцания и особой благодати, дарованной Деве.

Богослужение Введения

Праздничное богослужение Введения совершается по чину двунадесятых праздников и включает малую вечерню, всенощное бдение с литией, часы и литургию. Все песнопения дня посвящены событию принесения Отроковицы Марии в храм и передают радость воссиявшей благодати. Богослужебная традиция подчёркивает светлый характер праздника, поэтому священнослужители облачаются в белые или голубые ризы.

Фото: Православный Томск/ Анатолий Налетов

Служба Введения обращает внимание на внутреннюю чистоту и смирение Богородицы, становящиеся примером для верующих. Литургическое чтение и песнопения вводят в созерцание тайны Божественного замысла и подготавливают к духовному восприятию Рождества Христова.

Что необходимо сделать 4 декабря 2025 года

Посещение храма — важнейшее из дел в церковный праздник сегодня. Верующие стремятся в этот день войти в дом Божий с молитвой благодарения и просьбой о сохранении мира в сердце. Понеже введение считалось временем, когда Богородица дарует особое благословение, многие в этот день приносят в храмы хлеб, масло или плоды нового урожая, прося благословения на дом и семью.

Фото: ru.freepik.com

Домашняя молитва на Введение также испокон веков имела важное значение, особенно когда дорога в храм была затруднена или добраться туда было вовсе невозможно. Наши предки перед лампадкой в избах читали тропарь и величание праздника, вспоминали детство Пресвятой Девы и размышляли о её чистоте и смирении. Семейные беседы о Богородице вносили особый вклад в духовное воспитание детей — с младых ногтей ребят учили хранить чистоту сердца.

Праздник был связан и с народными обычаями, которые отражали радость наступления зимы. С давних времён в Введение устраивали первые зимние катания, запускали сани на снегу, отмечали начало настоящих холодов. Молодые супруги, вступившие в брак осенью, украшали сани и выезжали «на люди», что считалось добрым знаком для будущей семейной жизни.

Фото: РИА Новости/ Павел Львов

После службы крестные родители одаривали крестников сладостями и небольшими подарками, укрепляя духовную связь между поколениями. В деревнях устраивались праздничные трапезы с блюдом из рыбы, поскольку в этот день, несмотря на Рождественский пост рыба была дозволена.

Фото: freepik.com

На ярмарках, возвышавших народный дух, продавали изделия ремесленников, горячие напитки и освящённый хлеб. Эти торжества напоминали о радости встречи праздника и о благодати, которую Богородица приносит в дома тех, кто чтит её память. Народные обычаи сохраняли ощущение живой связи между духовной и повседневной жизнью.

Что нельзя делать 4 декабря 2025 года

В церковный праздник сегодня не принято заниматься шумными или тяжёлыми делами, нарушающими мир души. Также на Введение во Храм Пресвятой Богородицы избегают рукоделия, дальних поездок и любых занятий, которые могут отвлечь от молитвенного настроения. Вечерняя суета лишает человека благодатной тишины, дарованной в этот день.

Старинная традиция предостерегает и от плача, который может стать знамением скорбных событий, а также от охоты, рыбалки и крупных денежных решений.

Подробнее о запретах этого праздника читайте в нашем предыдущем материале.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах