Примерное время чтения: 5 минут
205

Что нам стоит дом построить. Беда местного рынка - нехватка рабочих

Романов Кирилл / АиФ

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв решил взяться за наведение порядка в строительной отрасли региона. На встрече с «китами» местного рынка прозвучали основные проблемы направления. Низкое качество проектно-сметной документации, что сказывается на сроках, и пандемия, которая отражается на кадрах.

Строители, которые давно «варятся в котле», согласны и полагают, что возводить новые здания скоро станет некому.

Рабочие руки

Работы хоть и становится меньше - крупные компании покидают краевой рынок, новых существенных объектов нет - но её всё равно достаточно. А рабочих рук не хватает. Сейчас, в разгар сезона, очень сложно найти квалифицированного специалиста. Даже элементарного плиточника-профессионала для квартирного ремонта не отыскать. 

«У нас нет местных кадров. Молодёжь не учат. С ними не хотят связываться, потому что нужно возиться и обучать. И те, кто выпускается из образовательных учреждений - те же маляры, плиточники, - идут охранниками на стройку. Работники без опыта никому не нужны. Сам я планирую со следующего года заняться наймом молодых специалистов, готовить кадры и применять их в работе», - говорит руководитель строительной компании Валерий Терещенко.

По его словам, популярностью на местном рынке пользуется персонал, приехавший из других государств. Считается, что такие рабочие неприхотливы и согласны трудиться за меньшую плату, чем местные, правда, качество при этом хромает. В последнее время разница в оплате исчезла: приезжие просят ту же зарплату, что и местные, однако по старой привычке нанимают всё равно их. Из-за закрытия границ работников стало не хватать.

«Есть ещё такой момент: чтобы людей официально трудоустроить, их нужно обеспечивать - оформлять, платить налоги и так далее. Это многим не нужно. Итог - стоимость работ очень дешёвая, но и эти деньги могут не заплатить - обмана очень много. Не редкость, когда субподрядчиков оставляют без оплаты либо урезают стоимость под разными предлогами. А субподрядные организации, как правило, небольшие, противостоять крупным предпринимателям не могут, и поэтому часто банкротятся. Мы вынуждены брать людей на работу и выплачивать им ежемесячно. А где взять деньги, если нас кинули?» - говорит Валерий Терещенко.

Обманутые местные рабочие часто уходят со строительного рынка - предпочитают работать теми же охранниками. Иностранцы, чтобы обезопасить себя, иногда поступают хитрее. Они приходят за деньгами каждую неделю, чтобы получить за выполненный объём. Если им не заплатят, то дальше они работать не будут.

После работы, выполненной с нарушениями, приезжие могут покинуть объект - ответственность никто не несёт, и спросить потом не с кого. 

Одному Lexus, другому лапша

Риск остаться обманутым, потерять в деньгах есть не только у рабочих, но и у организаций. Как говорят представители отрасли, многие строители в крае предпочитают жить одним днём, и в этот день не заработать, а озолотиться. Существует масса схем быстрого заработка. И, действительно, можно «сорвать куш» (пусть порой и ценой репутации). Но чаще можно остаться ни с чем. Это грозит в большей степени маленьким компаниям, которые не могут себе позволить содержать в штате грамотного юриста. 

«Например, в договоре есть аренда автовышки, чтобы провести работы на высоте. И, скажем, это стоит по смете 100 тысяч рублей. Субподрядчик решил сэкономить и арендовать не вышку, а строительные леса. Заплатил всего 50 тысяч, помучился, сделал работу. Надеется, что на разнице заработал: ведь, казалось бы, заказчику какая разница, каким образом деньги потрачены, главное - результат. Но нет: он берёт акт выполненных работ, договор, смотрит - автовышка прописана, а её не было - вычёркиваем. И работа не принята. Начинаются словесные споры, но в них не выиграть. Соответственно, хотел заработать, а вместо этого - потерял, - рассказал один из субподрядчиков. - Случаются и другие накладки. Что-то не вовремя передал заказчику - опоздал по срокам. Заказчик показывает договор и говорит: причина опоздания не была зафиксирована и оформлена должным образом. Выставляются штрафные санкции, а заказчик оставляет деньги у себя кармане. Итог - у одного Lexus, а у другого пачка заварной лапши. В том же Приморье иначе, там нет задачи кинуть, работают и строят бизнес с партнёрами, которые в этом помогают. Очень много компаний работают с постоянными подрядчиками и субподрядчиками».

Мнение власти. «Рабочих перекупают»

Заместитель начальника управления жилищного строительства, начальник отдела развития жилищного строительства министерства строительства Хабаровского края Михаил Волков:

В нынешнем году запланирована сдача 309,2 квадратных метров жилья в Хабаровском крае. В прошлом году этот показатель составлял 294,5 кв м. Но несмотря на рост объемов, кадровый голод всё-таки даёт о себе знать. Сегодня катастрофически не хватает людей. Например, объекты жилищного строительства сегодня испытывают крайний недостаток в квалифицированной рабочей силе. В первую очередь это связано с пандемией. Российские рабочие есть, но их меньше, чем иностранцев. Но ситуация сложная. Буквально сегодня общался с одним из застройщиков, он сказал, что, если бы были люди, на одном доме уже бы месяц как делали отделку. В результате рабочих сейчас друг у друга перекупают, а это ведёт к удорожанию рабочей силы. Естественно, из этого тоже складывается стоимость строительства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах