Звонок с неизвестного номера. «Это служба безопасности банка», – назвав собеседника по имени-отчеству, сурово говорит незнакомый голос. И хорошо, если хотя бы без акцента.
Невероятно, но огромному количеству людей этого достаточно, чтобы немедленно идти снимать все свои сбережения и брать многомиллионный кредит – а потом своими руками дарить всю сумму мошенникам. Кстати, кредит платить придется.
Новые случаи обмана по телефону фиксируются не просто каждый день, а несколько раз в день. Полицейские отмечают, что нередко потерпевшие, по их словам, о способах мошенничества знали. Но это не помогло. Хотя чему удивляться, если иногда полицейские прямо у банкомата не могут отговорить людей от перевода денег мошенникам?
В чем причина того, что люди верят мошенникам, и как им противостоять, объяснила психолог Екатерина Любачевская.
Создать стресс
Но почему же люди верят телефонным мошенникам?
«Мошенники обычно используют несколько тактик одновременно. Они используют вызывающий доверие статус – представляются сотрудниками банка, госучреждения, правоохранительных органов. Они требуют от человека быстрого принятия решений в ограниченный промежуток времени – например, нужно прямо сейчас сообщить какой-то код, так как кто-то пытается перевести деньги со счета.
И, наконец, применяют в разговоре давление, напор или, наоборот, избирают ласковый и заботливый тон. Все три пункта вместе ставят человека в условия интенсивного стресса. Под его воздействием человек легко управляем, внушаем и склонен к совершению необдуманных поступков», – объясняет психолог Екатерина Любачевская.
Но не все становятся жертвами телефонных мошенников. Многое зависит от индивидуальных особенностей человека, его эмоционального состояния в момент звонка и даже актуальной жизненной ситуации.
«Обычно мошенники – хорошие психологи. В первые минуты разговора они определяют, какой человек перед ними и какие его слабые места. Подходящих для дальнейших манипуляций типов кандидатур несколько. В первую очередь, это пожилые – с менее быстрой скоростью реакции – одинокие люди. Они чаще всего страдают от телефонных мошенников. Годятся тревожные собеседники, которых достаточно легко запугать. Человек, находящийся в стрессе, тоже становится лёгкой добычей – концентрация внимания на личной проблеме и психическое утомление не дадут ему быстро распознать обман», – рассказывает психолог.
Сказать «нет»
Еще одна категория пострадавших – вежливые люди.
По наблюдениям психолога, количество мошенников всегда возрастает в разы в периоды общественных потрясений и стрессов (например, ковид или СВО). И в основе действий преступников всегда манипуляции на эмоциях людей и их состоянии.
Отключите эмоции
Как противостоять мошенникам?
И в целом в любых ситуациях, когда на вас оказывается давление и вас торопят, психолог советует брать паузу, чтобы не поддаваться эмоциям:
«Давайте себе время на осмысление, не действуйте сразу, задавайте дополнительные вопросы. Это поможет не только с мошенниками, но и, например, с назойливыми продавцами, которые под давлением вынуждают вас по завышенной цене купить товар, который вообще вам не нужен, и в любых других ситуациях».