Среди тех, кто вспоминает СССР с ностальгией, есть энтузиасты, воссоздавшие уголок прошлого в своих «владениях». Кто-то ограничивается коллекцией марок, напоминающих о годах молодости, а кто-то пошёл дальше и создал музей.
Патруль на постаменте
К таким относится комсомольчанин Александр Цыганов. В прошлом сотрудник милиции и с юных лет - большой любитель техники, он, выйдя на пенсию, отдался увлечению с огромной страстью. Сначала он находил советские автомобили и мотоциклы, порой в совершенно мёртвом состоянии, и восстанавливал их в гараже. Более чем за десяток лет у него «скопились» 20 машин и 60 мотоциклов. Для них стараниями энтузиаста был создан технический музей площадью 150 квадратных метров, который пользуется неизменной популярностью у горожан. Но просто коллекционированием увлечение не закончилось: теперь Александр устанавливает по всему Дальнему Востоку необычные памятники. Проект «Автомобили и мотоциклы на службе правопорядка СССР» - гордость энтузиаста.
«Началось всё с сотрудничества с местным музеем МВД. Там хранился патрульный мотоцикл ГАИ, и мы решили сделать его центральным экспонатом. Привели его в порядок, подкрасили, заменили шины и установили, - рассказывает Цыганов. - А после и пришла в голову идея создать целую линейку патрульных машин времён СССР, чтобы туда вошли все экземпляры советской эпохи. Стали выходить на регионы - Магадан, Камчатка, Сахалин, Хабаровск. Узнавали, у кого что есть».
В итоге на Дальнем Востоке появились шесть памятников автомобилям: четыре в Комсомольске-на-Амуре, в Биробиджане и Хабаровске.
В краевой столице с постамента на сквер городской полиции на Тимирязева смотрит ГАЗ-21 конца 1960-х годов.
«Установили эту «Волгу» после реставрации. Она долго служила в разных подразделениях милиции города Юности, а нашли её в одной из деревень в очень плачевном состоянии», - говорит Александр.
Не менее интересный экспонат - пожарная машина, которая проработала три десятка лет на аэродроме Кирпучи. Там она обеспечивала безопасность взлётов и посадки самолётов, а теперь обрела покой у пожарной части в Комсомольске.
В этом году ещё один памятник автомобилю должен появиться у университета в Хабаровске. Александр мечтает установить милицейский катер на набережной Хабаровска или Комсомольска.
«Вся техника - история страны, очень важно сохранить её для следующих поколений. Собрание и восстановление памятников советской эпохи для меня - дань памяти и работе в органах внутренних дел, и деду, который прошёл Великую Отечественную войну и тоже долгие годы служил в милиции», - рассказывает реставратор.
По его словам, содержать экспонаты ему становится не под силу: не хватает и возможностей, и средств. Он хотел подарить их краеведческому музею, но там их просто некуда девать. Теперь коллекционер надеется, что случится чудо и кто-то поможет сохранить созданный музей.
Чубчик Володи Ульянова
Пенсионер и слесарь дома культуры Совгавани Иван Архипов тоже ценит времена СССР. В память о них он создал коллекцию флота, космонавтики, авиации, армии. Марки, значки, знамёна, вымпелы, шевроны и нашивки могут, по словам Ивана, многое рассказать.
«Когда мне было лет 6-7, я собирал значки с городами: кто-то привозил их из отпуска и дарил, а я складывал. Потом добавились и корабли, и самолёты, и много ещё чего. И тут мне эта коллекция надоела, и я всё разом поменял на марки. От родителей за это получил подзатыльников», - смеётся коллекционер.
Марки ему в конечном итоге тоже надоели, и он снова взялся за собирательство значков.
«Я рос, росли и мои аппетиты коллекционера. Грибы, корабли, самолёты, сказки и мультфильмы, гербы собирал с огромным удовольствием. Однако марки не были забыты, и в 1976 году я стал членом местного общества филателистов. А там кругом коллекционеры. Кто-то со значками приходит, кто с марками, кто-то ещё с чем-то. И тогда я ушёл с головой в коллекционирование», - говорит Иван Архипов.
Самый интересный экспонат, по его мнению, - шеврон Советско-Гаванского военно-морского района.
«Как-то на 9 мая я увидел эту нашивку у местных моряков, а потом попросил у знакомого военного. Но позже выяснилось, что такой шеврон есть не только в пластиковом варианте, но и вышитый, захотел достать и его. На это ушёл целый год», - рассказывает коллекционер.
По его словам, ни один коллекционер точно не скажет, чего и сколько у него хранится. Не из скрытности, а потому что и сам не помнит.
«Смотрите сами: значки повсюду - на вымпелах и знамёнах, в специальных альбомах, а если не хватает места, то просто лежат по пакетикам, - объясняет собеседник. - А значки интересно изучать. Пока они в разных руках - на вид одинаковые, но стоит собрать их вместе, как выясняется, что все они очень разные. Попалось мне, к примеру, несколько октябрятских звёздочек и пионерских значков. Разложил я их в ряд и рассмотрел внимательно. Отличаются они даже по размеру, хоть и должны были штамповаться по единому стандарту. Есть плоские, есть выпуклые. Разные даже портреты Володи Ульянова: он то с чубчиком, то без него, и взгляд тоже разный. Так вот, как я выяснил, таких железных значков двадцать видов».
Высший пилотаж - найти пластиковый значок октябрёнка того времени. У Ивана Архипова он есть.