«Наши люди на такси в булочную не ездят!» Раньше эта фраза означала, что такси - это роскошь. Но она и сейчас актуальна: не ездят. Не потому, что дорого - с ценой всё наоборот. А потому, что такси почти не осталось. Их место заняли агрегаторы, в которых подрабатывают на досуге все, кто только захочет: от анестезиолога до учительницы.
«Таксист, как профессия, исчезает», - утверждает Дмитрий Р., девять лет проработавший в такси.
Доставка на дом
«Я пришёл в такси в 2011 году. В известную в Хабаровске фирму. Оставил позади годы в видеопрокатах и решил зарабатывать. Мне дали рабочую машину такси, и я поехал возить людей по городу, краю и даже в Приморье. Люди тогда ездили очень разные. Были постоянные клиенты. Находили с ними общий язык, да так и ездили каждый день, иногда годами. Но всё равно через службу такси заявки оформляли», - говорит Дмитрий.
Он вспоминает, что кто-то по утрам добирался на работу, кто-то вёз детей в школу или на секции. Кто-то, конечно, с такой же регулярностью направлялся в питейные заведения. Не раз мне приходилось, с трудом разбудив пассажира и выпытав, куда именно он хочет попасть, нести его на себе и сдавать на руки домашним.
Никто не любит возить нетрезвых. А если их за день много подряд? Был случай, когда кто-то из череды пьяных пассажиров рассыпал на заднем сиденье содержимое кошелька. Вернуть пропажу оказалось невозможно: всех их за день было не припомнить. Очевидно, не вспомнили нашу поездку и они: за отложенными деньгами никто не вернулся.
К слову, в такси пассажиры всё время что-то забывают. Телефоны, кошельки, планшеты - классика. Иногда фотоаппараты. Вещи всегда возвращались владельцам: таксистам невыгодно красть ваши вещи, ведь это скажется на репутации. Кто потом с таким поедет?
Хотя и пассажиры бывают совсем нечестные. Неоднократно такое было, что не платили. Или говорят: сейчас зайду за деньгами - и исчезают. Или просто открывают дверь и пускаются наутёк, стоит остановиться.
«Через несколько лет начинаешь уже по виду определять: склонен этот клиент не заплатить или нет. Но всё равно ошибаешься», - говорит Дмитрий.
Из Сибири на такси
Ездят пассажиры, куда душа просит. Однажды у жителя Иркутска и двух сопровождавших его следователей пассажирка попросилась через Хабаровск в Спасск-Дальний (примерно 500 км от города), где, по их версии, находилась угнанная у сибиряка машина, «БМВ Х6». Так и поехали туда на такси. По дороге несколько остановок сделали, но всё равно доехали. Более того, машина угнанная ведь нашлась. Наняли для неё эвакуатор да из Приморья в Сибирь повезли. А пассажиры в обратный путь на такси собрались.
«Сейчас пассажиры более цивилизованные стали и менее щедрые, но из профессии таксисты уходят не из-за них», - сказал Дмитрий.
Теперь царствуют агрегаторы. Для каждого региона установлены свои цены и тарифы на извоз. В Хабаровском крае очень выгодные условия для клиентов, но совершенно неинтересные для водителей.
Дешевле кофе
«Когда такое было видано, чтобы поездка в такси стоила дешевле, чем чашка кофе или проезд на автобусе втроём? В наши дни», - говорит Дмитрий.
Конкурируют за пассажира уже не разные службы такси, а агрегаторы. Они вынуждены снижать тарификацию, опережая друг друга в снижении, чтобы справиться с конкуренцией.
Тарифы неуклонно снижаются, а цены на бензин и обслуживание авто растут. А ведь ещё в 2011 году бензин стоил в два раза дешевле, а заявки - в два раза дороже.
Но не всё хорошо и для пассажиров. Вместе с приходом агрегаторов изменилось и качество обслуживания такси. Местных ребят, хорошо ориентировавшихся в хабаровском пространстве, быстро заменили приезжие люди. Для них это выход: работа не требует особой ответственности и исполнительности. А кроме них стать на часок таксистом может любой желающий. И хорошо, если это учительница, решившая немного подзаработать после уроков.
Ранее был контакт с диспетчером, он знал, кто хорошо выполняет свои обязанности и прекрасно ориентируется на местности. Кому знакомы объездные пути и заторы на дорогах, кому можно доверять и на кого можно рассчитывать. К сожалению, электронная программа доверительных отношений дать не может. Как не может даже постоянный клиент на 100% рассчитывать на своевременную подачу авто в назначенное время.
В других городах были случаи, когда такси-сообщество бунтовало против условий агрегаторов. И руководству фирм приходилось идти на уступки. Но не таковы жители края: они люди терпеливые и выносливые.
Впрочем, появилась услуга увеличения стоимости поездки по желанию клиента, в час пик или срочной важности на вокзал или аэропорт. За копейки рассчитывать успеть в срок рискованно: тут уж как повезёт. Многие доплачивают.
«Такси всегда считалось сервисом престижным, ну или околопрестижным. А в данный момент нет ни сервиса, ни престижа. Довольствуемся тем, что сами и создали», - говорит Дмитрий.