В свое время Николай Крадин собирался податься в журналистику, но, сам не ожидая того, стал еще и писателем. Из его ёмких и живых очерков, посвящённых людям, событиям и, конечно же, зданиям, складывается удивительная мозаика. Возникают зримые «портреты» не только Хабаровска и других российских городов, но и «русского» Китая, в которых легко прочитываются образы самых разных стилистических направлений зодчества.
Торжество прошло в Красном зале краевой филармонии. Среди гостей было много известных в городе и крае личностей.
«Юбиляр по-прежнему полон творческой энергии и планов, – рассказал один из его почётных гостей, действительный член Русского географического общества, академик Дальневосточной народной академии наук и известный краевед Александр Мурашев. – Николай Петрович многие годы является председателем Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников, истории и культуры (ВООПИиК). По инициативе Правления в крае и в самом Хабаровске были установлены и реставрированы многие памятники и памятные доски, в т.ч. монументы графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому, Я. И. Дьяченко, Г.И. Невельскому, русскому флотоводцу М.П. Лазареву и другим выдающимся людям. Крадин также проектировал и принимал активное участие в восстановлении Иннокентьевской церкви в Хабаровске. Среди гостей заслуженного историка архитектуры оказалось немало его бывших студентов, в т.ч. председатель городской Думы С.Н. Совков, председатели хабаровских творческих союзов, другие именитые деятели, известные своими творческими и исследовательскими подвигами».
Кстати, в честь юбилея в Дальневосточной государственной научной библиотеке в Хабаровске открылась выставка «Николай Петрович Крадин – выдающийся зодчий Хабаровского края». И даже людям далеким от архитектуры здесь подтверждают, что «Николай Петрович Крадин – известный российский исследователь, доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженный архитектор России. Более 45 лет работает в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), преподает на кафедре архитектуры и урбанистики Института архитектуры и дизайна, читает лекции, руководит магистерскими диссертациями и аспирантами».
Научный диапазон исследований учёного Николая Крадина – история русской архитектуры, архитектурное наследие в русском зарубежье, в Сибири и на Дальнем Востоке. Николай Петрович написал много книг, среди которых – «Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне (1858-1938)», «Архитектура и архитекторы Хабаровска», «Зодчие Хабаровска: 1858-2008».
Под его руководством завершена и издана книга «Памятники истории и культуры Хабаровска и Хабаровского края», где содержатся сведения не только о памятниках архитектуры, но и о монументах, мемориальных досках и других памятниках малых форм, находящихся на территории всего Приамурья. Более 20 лет он занимается изучением русской архитектуры в Китае, исследованием творческой деятельности и судеб русских эмигрантов – архитекторов, инженеров и художников. Эта тема нашла отражение в десятках его статей, в книге «Харбин – русская Атлантида», изданной не только в России, но и переведенной на китайский язык, а также в изданиях «Художники Дальнего Востока (XIX - середина XX вв.)», «Русские инженеры и архитекторы в Китае».
Кстати, после уникального проекта по восстановлению исторического облика храма Святителя Иннокентия в Хабаровске, который Крадин воссоздал всего лишь по одной фотографии, его опытом заинтересовался меценат из Поднебесной. По словам самого юбиляра, китайский предприниматель Хуан Цзусян предложил подарить вторую жизнь первому деревянному Свято-Николаевскому собору Харбина. Его воздвигли на главной площади только что построенного на КВЖД русского города в 1901 году. Но во время «культурной революции» в 60-е годы хунвейбины его сожгли.
Несколько лет, по фотографиям и рисунку фасада, русский зодчий воссоздавал здание. Храм построили, но, к сожалению, он не стал действующим. Зато он раскрывает отдельные страницы истории как памятник. Интересно, что в церкви, в «нерабочей» по нынешним временам алтарной части, китайцы разместили портреты архитектора Подлевского и инженера Левтеева, которые строили первый храм Харбина и… лик Николая Крадина.
Отдельный «респект» Николаю Крадину – от иркутян. Они свято чтут память архитектора Владимира Рассушина. Он, кстати, по тем временам далеко не бедный владелец Черемховских каменноугольных копей, оставил после себя большое количество возведенных «общественных» зданий и сооружений в Иркутске, Минусинске, Усолье-Сибирском, Хабаровске, а после эмиграции и в Поднебесной. Но вот беда – никто не знал, как он выглядел.
«В течение длительного времени не было ясно, сохранилась ли хоть одна фотография Владимира Рассушина. Долгие годы ее искали многие краеведы. Не было снимков В.А. Рассушина и у его потомков. Помощь пришла неожиданно из Хабаровска - от Николая Крадина, который обнаружил фотографию в одной из газет Харбина 1920-х годов», – рассказал кандидат политических наук из Иркутска Алексей Петров.
Самое печальное то, что книги Крадина сейчас очень сложно найти в продаже. Они выходят обычно ограниченными тиражами, и выпускаются за счет самого автора. Сейчас Крадин пишет книгу об утерянном ныне деревянном зодчестве Хабаровска, интереснейшем пласте нашей городской истории. Но, по его словам, «это все практически сегодня уничтожено». Победителя городского конкурса «Лучший хранитель истории» не радует и нынешний облик Хабаровска. Он считает, что город застраивается без какой-либо идеи и называет это безнравственным бизнесом: «Сносят историю, строят непонятно что и непонятно для кого. И исправить это уже нельзя…».
Смотрите также:
- Наш Дон Кихот. В Хабаровске прошла встреча с известным художником →
- В Хабаровске проходит выставка, посвящённая хрущёвской «оттепели» →
- «Ночи в музеях» начались в Хабаровске →