Мужчина в школе. Разговор с учителями хабаровского лицея

Юлия Терентьева / АиФ

Мы привыкли, что в наших школах мужчин крайне мало – максимум физрук и трудовик, иногда встречается физик. Но в последнее время тенденция стала постепенно меняться. Мужчины снова проявляют интерес к этой профессии. Конечно, для кормильца семьи, которым традиционно воспринимается мужчина, один из главных факторов – зарплата. Там, где она повыше, мужчин в коллективе больше.

   
   

Накануне Дня учителя «АиФ-Дальинформ» побеседовал с тремя молодыми педагогами. Все работают в хабаровском лицее «Ступени». Всем мы задали одни и те же вопросы: почему выбрали эту профессию; действительно ли мужчина нужен школе; какие они – современные дети?

«Я знал, куда иду»

 

Иван Иванович ведет английский язык. Фото: АиФ/ Юлия Терентьева

ДОСЬЕ

Иван Татаринович, 1986 г.р. Первый учитель в своей семье. Закончил Благовещенский педуниверситет. Стаж - 6 лет, из них 2,5 года отработал в школах Амурской области. Затем переехал в Хабаровск, был принят на работу в лицей «Ступени». Зам директора по воспитательной работе, учитель английского языка. В свободное от работы время занимается в тренажёрном зале.

- Образцом для меня стал мой классный руководитель в старших классах, учитель истории Александр Григорьевич. После школы я поступил в педуниверститет на факультет иностранных языков. Группа была небольшая, выпустилось всего 9 человек, парней было четверо. В школу пошёл только я, остальные, по-моему, и не собирались. Мои родители поддержали меня, не отговаривали.

Возможно, пойди я работать переводчиком или в иную отрасль, денег зарабатывал больше. Но мне нравиться здесь. Мне пока ещё интересно с детьми и, думаю, преподавание мне не скоро надоест. Я знал, куда иду, знал, что не всегда будет легко. Современные дети готовы учиться и родители их к этому мотивируют.

   
   

Бывает непросто в плане их отношения к учителю. Значимость роли учителя снижается, я ощущаю потребительское отношение к людям нашей профессии. Нас воспринимают как работников сферы услуг. Конечно, многое идёт от родителей. Заметил, что родители постарше всё-таки внушают ребёнку уважение к учителю. Но чем родители моложе, тем сильнее проявляется потребительство со стороны ребёнка. Современные дети, к сожалению, не привыкли отдавать ничего взамен. Да, они приходят учиться, получать знания, но не научились отвечать добром на добро. Это проблема целого поколения, над ней придётся работать и не только учителям – всему обществу.

И всё же мысли о смене места работы не возникает. Я пришёл в школу, чтобы передать детям те знания, что получил от своих педагогов. Очень интересно наблюдать, как ученики взрослеют, как у них появляется понимание, зачем нужно учиться.

Не знаю, проще мне или легче, по сравнению с учителями-женщинами. Бывает, приходится разговаривать с учениками с позиции старшего брата, отца. Дети воспринимают это нормально, по-моему, многим из них не хватает мужского участия в жизни.

Гиперопека вредна

Олег Павлович, учитель физики, классный руководитель 5-го класса.

Лабораторное оборудование наготове - детей надо заинтересовать, чтобы навести дисциплину. Фото: АиФ/ Юлия Терентьева

ДОСЬЕ

Олег Иродов, 1989 г.р. Родился в Николаевске-на-Амуре. Закончил ДВГГУ. Стаж – 3 года. Участвовал в краевых конкурсах «Молодой педагог». В семье первым учителем был его дедушка. Увлекается авиамоделированием, ведёт кружок в лицее. В последнее время приобщился к соревнованиям по дрифту (на легковых автомобилях). Холост.

- Мне нравится моя работа. Отторжения или негатива за эти годы не появилось. Мне всегда нравилась физика, можно сказать, я влюблён в эту науку. И очень хочется привить эту любовь детям. Конечно, интересней работать со старшеклассниками, особенно с десятым классом. Они уже почти взрослые, но им ещё не надо к ЕГЭ готовиться. Есть проблемы у ребят с тем, чтобы работать руками. Отвёртку они видели, но паяльником работать, собирать микросхемы… Наверное, дело в том, что родители их больше ориентируют на умственный труд, уделяют этому основное внимание. Или себе – я вижу по детям, что им не хватает общения с родителями. Причём с одной стороны они находятся под гиперопекой: если моих сверстников никто за ручку не водил по кружкам после школы, то родители моих учеников практически не выпускают своих детей из поля зрения. Мы сами садились в автобус и ехали на кружок, а нынешних детей везде возят родители или бабушки. А с другой стороны – родители мало разговаривают с детьми на темы, отвлечённые от учёбы. Хотя не могу сказать, что у современных детей проблемы с личным общением. Зайдите на перемене – гул стоит, все болтают друг другом.

Удивляет позиция некоторых родителей по отношению к учителю: не сделал ребёнок домашнюю работу – виноват учитель. Как же человек научится ответственности, если вину за его ошибки перекладывают на других людей?

Не могу сказать, проще мне или сложней, как мужчине. Наводить дисциплину в классе бывает тяжело всем учителям, вне зависимости от гендерного признака. Тут важно прочувствовать детей, понять, почему они хулиганят. Понятно, что если они пришли после физкультуры, то будут взбудоражены. Зато под этот шум можно провести интересный физический опыт. Поэтому у меня оборудование всегда наготове.

Общение в дефиците

 

Археологом Василий Иванович не стал. Зато стал учителем. Фото: АиФ/ Юлия Терентьева

ДОСЬЕ

Василий Кирс. Закончил ДВГГУ в 2014 году. Первый учитель в своей семье. В школе два года. Женат, своих детей пока нет. В свободное время любит читать.

- Я не выбирал эту профессию, мне нравилась история. Хотел быть археологом, но после первой экспедиции на раскопки понял, что это не моё. На четвёртом курсе я понял, что пойду работать в школу.

Есть серьёзная проблема в образовании – его феминизация. Образование – это процесс обучения и воспитания одновременно, эти две составляющие неразделимы. Дети очень много времени проводят в школе, и они должны видеть перед собой мужской и женский архетипы. Поэтому так важно, чтобы были учителя-женщины и учителя-мужчины: примеры мужского и женского поведений. Как историк скажу, что в дальнейшем, при создании семьи детям это пригодится. Ведь семья основывается не только на любви, но и на уважении, на разделении ролей – отец, мать.

Современные дети не хуже, не лучше нас, они другие. У них есть проблемы, например, в части общения. Они не могут коммуницировать между собой, не умеют договариваться. Нельзя сказать, что родители ими занимаются меньше, чем занимались нами. Люди также работают по восемь часов в день, как и раньше. Проблема в том, что нынешние дети слишком много времени проводят перед телевизором и компьютером. Они мало что-то делают руками, то есть не развивают мелкую моторику. В результате страдает речь, поэтому одна из самых востребованных сегодня профессий – логопед.

Я вижу, как моим ученикам бывает сложно выразить свои мысли, понять, что от них хотят. Мои пятиклассники не умеют приводить примеры по теме. При этом они очень хотят поделиться какими-то своими историями. Возможно, это происходит из-за дефицита внимания. Моему шестому классу бывает нужно просто выговориться.

Я не просто так пошёл в школу, я хочу, чтобы мои ученики выросли настоящими гражданами. Педагог – одна из великих и важных профессий. Учитель, врач, полицейский – эти люди на работе круглые сутки. Нельзя быть врачом только с девяти до шести. Если я иду с уроков и вижу, что дети, пусть даже не мои ученики, делают что-то нехорошее, я подойду и поговорю с ними. Потому что я – учитель. А учитель – это призвание, образ жизни, образ мышления.

Смотрите также: