Подходит к концу межрегиональная экспедиция «Навечно в небе», организованная группой поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России». Её цель – увековечение памяти лётчиков, погибших в катастрофах самолётов на территории Дальнего Востока.
Точка в трагедии
Недавно поисковая работа группы велась в 120 километрах от поселка им. Полины Осипенко. Здесь, в пойме реки Амгунь 4 октября 1938 года столкнулись в воздухе тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН и транспортник Douglas DC-3. В результате столкновения самолёты упали в тайгу на расстоянии 320 метров друг от друга и загорелись.
Экипажи самолётов погибли при выполнении задач по спасению лётчиц самолёта «Родина», в числе которых была та самая Полина Осипенко, в честь которой и назван посёлок. Экипаж выполнял рекордный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток.
Известно, что на борту бомбардировщика находилось около 15 человек, в том числе и командир корабля – командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин. А на транспортнике летели журналисты и Герой Советского Союза Александр Бряндинский.
«Нашей задачей было поставить точку в этой трагедии», - рассказал командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. «В открытых источниках нет чёткой информации о захоронении погибших членов экипажей самолётов, только разноречивые слухи. Для этого мы распланировали маршрут так, чтобы поработать на местах падения и подтвердить или опровергнуть факт захоронения в Комсомольске-на-Амуре всех погибших».
Прах соединится с прахом
Результаты поисков превзошли все ожидания. За три дня полевых работ на месте гибели одного только ТБ-3 были найдены и собраны 204 фрагмента останков экипажа, а также огромное количество пряжек от парашютных систем общим количеством на 11 человек, пуговицы, лётные очки, наушники шлемофонов, штурманское оборудование, набор гаечных ключей и, самое главное - Орден «Знак Почёта». По информации о награждениях, такой орден был у командующего ВВС 2-й ОКА Якова Васильевича Сорокина.
«Орден лежал вместе с останками одного из членов экипажа, которого мы подняли в районе расположения носовой части бомбардировщика», - говорит поисковик Игорь Тетерин. «Если подтвердится, что в экипаже был только один обладатель этой награды, значит, останки знаменитого лётчика не были захоронены в Комсомольске, как раньше считалось».
Вопрос о захоронении останков встал практически сразу же. По идее, если их часть уже захоронена в Комсомольске-на-Амуре, то вновь найденные нужно поместить в уже существующую могилу – кости разделять нельзя по всем существующим понятиям - религиозным и человеческим. Прах должен соединиться с прахом.
«На данный момент власти города юности отрицают факт этого захоронения, утверждая, что на улице Кирова всего лишь установлен памятник в виде хвостового оперения того самого «Дугласа», - сетует Ярослав Ливанский. «Но ведь есть свидетели, которые утверждают, что в 90-х годах кого-то здесь погребли. Мы предлагаем провести разведку, сделать шурфы, и прояснить картину. Нам отвечают - нельзя. И отказываются принимать у нас останки, советуя захоронить их в районе Полины Осипенко».
Такая же ситуация возникла с останками членов экипажа Ли-2, найденных у горы Маглой. Здесь также были найдены парашютные пряжки и личные вещи летчиков. Чиновники ссылаются на письменный ответ командира полка части, расположенной в районе Дземги Комсомольска-на-Амуре вот 1975 года о том, что три лётчика были похоронены. Но на борту ЛИ-2 было пять человек!
«Нам прямо говорят: как вы подтвердите, что это летчики? Может, это беглые каторжники?», - продолжает Ярослав. «Чиновники объясняют свою позицию тем, что у них нет опыта воинских захоронений. А, по-моему, просто не хотят хлопот, надо же деньги на это выделять. И когда мы находим останки, только вздыхают: «Опять вы…»»
Может - это каторжники
Одна из трудностей - в регионе нет своей специализированной общественной поисковой организации. Экспедиция «Навечно в небе» проводится в рамках президентского гранта, который «АвиаПоиск» получил в прошлом году. На эти деньги закуплены оборудование – металлоискатели, квадрокоптер, навигация, фото- и видеаппаратура для фиксации, снаряжение, топливо и продовольствие. С 2010 года объединение ведёт поиски по соседним регионам, но сил на весь Дальний Восток физически не хватает.
Об эффективности организации говорит, например, история с самолетом «Савоя S.55X», на котором в 1935 году в районе поселка Лазарева разбился спасатель челюскинцев Александр Светогоров и еще 11 человек. В течение двух лет, когда останки людей уже были официально погребены, поисковики подняли и передали в следственный комитет на транспорте более 400 фрагментов костей. Хотя краеведы утверждали, что копать нечего, кости лежали прямо под ногами, что и было зафиксировано на фото и видео.
С этой проблемой властям в Хабаровском крае предстоит столкнуться ещё не раз. Не успели поисковики уехать из района Полины Осипенко, как им пришло сообщение, что в 25 километрах от райцентра обнаружили еще один самолет, квалифицированный по фотографии, как летающая лодка МБР-2. Завершающий пункт экспедиции этого года – Советская Гавань, где в тайге лежит еще один ЛИ-2. В районе Комсомольска в 40-е годы упали истребитель ЯК-9Т и бомбардировщик ИЛ-4.
И подобных примеров ещё достаточно. Причем, почти во всех случаях высока вероятность нахождения человеческих останков.
«Возникает парадоксальная ситуация – все летные экипажи, найденные нами в Хабаровском крае, согласны захоронить на мемориальном кладбище в Приморье», - удивляется Ливанский. «Мало того - власти региона готовы установить памятник и пригласить на церемонию захоронения родственников погибших летчиков, оплатив дорогу и проживание.
Получается, муниуипалитетам Хабаровского края своя история не интересна?
Смотрите также:
- Под Хабаровском найдены останки самолёта с людьми, пропавшего 80 лет назад →
- Возвращение героя: о тайне гибели лётчика, спасшего челюскинцев →
- Что стало причиной крушения «Савойи» в Хабаровском крае? →