Те, кто знает её, называет «Яна-Кабарга». А она совершенно не обижается. Наоборот, для молодого хабаровского дизайнера Яны Джан-Ша это лестное прозвище.
Ей удалось превратить маленького клыкастого оленя в большой интересный бренд и по чуть-чуть открывать Дальний Восток для западных друзей. В интервью «АиФ-Дальинформ» Яна рассказала о своём творчестве, полезных травах, поэзии и многом другом.
Кабарга и вафли
Слово «кабарга» понравилось Яне так давно, что она уже и не помнит, когда. И лишь спустя много лет она поняла, что это отличное название для бренда.
«Мне первое, что пришло в голову, когда я услышала слово Кабарга - это то, что так может называться музыкальная группа, - улыбается Яна. - У меня была идея формировать авторский «мерч» - сувениры с символикой. Я делала открытки, одежду и один раз поучаствовала в рождественской ярмарке. Зимой 2015-го на набережной Амура открывался каток, меня пригласили, чтобы создать движуху с открытками и колбочками. У меня купили всего три открытки. А по соседству стояли ребята-кофейники, и у них дела шли лучше, чем у меня».
Вот тогда-то Яна и заинтересовалась чайными делами, начала изучать дальневосточные растения и решали делать травяные сборы.
«Первоначальный концепт «Чайной Кабарги» подразумевал продажу вафель, чаи были лишь как приятное дополнение к сладостям, - вспоминает дизайнер. - На вафли люди реагировали положительно, а вот на чайные сборы - странно. Побаивались, думали, что такие вещи нужны только тем, кто болеет. У нас ведь травяные сборы продают в основном в аптеках. Многие вообще думают, что травяные чаи и растения покупают только полусумасшедшие люди, одержимые своим здоровьем. А покупать пакетированный чёрный чай непонятного происхождения, с какими-то красителями и ароматизаторами - нормально? Хотя у нас под ногами растёт то, что и приятно, и полезно!»
Мой ДВ
Но стереотип есть, и он мешает. Яна начала думать: как побороть предвзятое отношение к родным дикоросам? И однажды её осенило - это может быть серия рисунков антропоморфных растений. То есть не просто картинка лимонника или иван-чая, а очеловеченный герой, со своим характером и харизмой. И всех их создаёт «Кабарга-Травовед».
«Для меня по ощущениям «Кабарга» - это личный проект, который мне всегда позволяет делиться чем-то своим. Например, я дальневосточница и в один момент мне захотелось поделиться особенностями нашей местной жизни, транслировать какие-то маркеры, которые есть только у нас, - объясняет Яна. - Конечно, в первую очередь это было рассчитано на тех, кто ничего не знает о Дальнем Востоке, о Хабаровском крае или кормится стереотипами про нашу местность. А вы поверьте, это зачастую понятно, когда ты разговариваешь с каким-либо жителем центральной полосы России. Для многих на западе нашей страны мы - это какая-то непонятная территория на другом краю карты и окутанная «туманом войны». И для таких людей интересно открывать по чуть-чуть мой Дальний Восток».
Немного о «Шизандре»
Как-то было событие «Рифмотека» в одном из баров Хабаровска, там собирались поэты, читали свои стихи, музыканты им аккомпанировали, импровизируя. И Яну туда пригласили потому, что намедни она записала видеопоздравление для этого бара, за что ей сказали большое спасибо, очень круто, это новая поэзия! И ей непременно необходимо поучаствовать в следующей «Рифмотеке». Позже Яна написала ещё несколько стихотворений к тому, которое уже было. Что получило своё творческое название «Шизандра», что в переводе обозначает китайский лимонник.
«Сам процесс написания мне очень понравился, потому как в этом проекте чистое творчество и оно обращено ко всем. А по сравнению с Кабаргой тут полнейший эксперимент, причем только творческий. Касательно всей «Шазандровой» движухи у меня в планах подкрепить каждый стих яркой коллажной работой или любой другой иллюстрацией и организовать персональную выставку. Отдельно в Галерее Федотова одна работа, посвящённая чокопаю, уже висит, но это ещё не предел, - уверена Яна. - Сама лирика в этом стихотворном и не только цикле тоже с дальневосточным налётом, и иллюстрации к стихам должны раскрывать слушателю аспекты «дальневосточности». Будут вшиваться такие мемчики, как чокопай, милкис, ацетон - приукрашенные своими переживаниями. Образы узнаваемые, а лирика пронзительна (смеётся - прим. авт.)!»
О хлебе и хаосе
«Я постоянно наблюдаю за тем, что в тренде, и иногда уже не понимаю, где я сама, а где кто-то другой. Этим можно очень неплохо заработать на хлеб, но я поняла, что меня мотивируют больше не деньги, а творческий процесс, который есть во всём, что я делаю. Я понимаю, что без творчества мне просто неинтересно, - продолжает собеседница. - Хотя сегодня я продолжаю работать как штатный дизайнер одного из агентств, и есть свободное время. Я беру фриланс, иногда какие-то коммерческие иллюстрации. Иногда у меня хаос в голове, и я пытаюсь его как-то систематизировать. Всякие идеи в голове держу, чтобы и не сильно углубиться в арт-проекты, но и не становиться коммерсантом, в этом вопросе должен быть баланс. Может быть, однажды настанет период, когда деньги для меня будут поважнее, когда будут семья, дети, но не сегодня».
Надо чётко понимать, что такое «Кабарга» - это не просто чаи или «мерч» - это образ жизни. Меня в Хабаровске многие знают, в том числе и из-за моего бренда, говорят иногда - это Яна «Кабарга». Этот бренд неотделим от меня, и я его не ограничиваю какими-то рамками. Возможно, он похож на другие бренды, но много ли вы таких знаете, которые бы держались на дальневосточной идентичности? Причём проект рассказывает о наших местных фишках, как оно есть. По мне, таких проектов не много. Сегодня я не готова себя запихать в какой-то один стиль, мои проекты порой не очень торопливы - хотя, возможно, с точки зрения коммерции это минус. В первую очередь я развлекаюсь.
Смотрите также:
- Непустой разговор. В конце августа исполнилось 80 лет Геннадию Павлишину →
- Хабаровский фотограф о том, как как совместить творчество и бизнес →
- Знакомьтесь: хабаровский мем - Бесподобный Игорь →