Кого ждёт практически неминуемое банкротство? Какие профессии будут востребованы в посткоронавирусном мире? Что делать обычным людям, чтобы сохранить деньги? Прогнозы по изменению экономической ситуации в регионе сделал кандидат экономических наук, доцент Михаил Бурик.
Ягодки впереди
Александр Овечкин, «АиФ-Дальинформ»: Настал ли уже кризис в экономике или он только ждёт нас впереди? Над этим вопросом ломают копья многие люди, даже далёкие от этой сферы.
Михаил Бурик: Моё мнение - то, что мы видим сегодня, это ещё даже не цветочки, не говоря уже о ягодках. Дерево кризиса ещё и цвести не начинало. Экономика пока в состоянии его бутона. Дело в том, что она хоть и наказывает за любые ошибки молниеносно, но серьёзные результаты показывает через продолжительный период. Поэтому что именно натворил коронавирус в мировой экономике в Евразии и у нас в стране, мы узнаем только через год-два.
– Как можно переломить ситуацию?
– Нужна не только реальная поддержка населения, но и благоприятные внешние экономические факторы. Сейчас они негативные по целой совокупности факторов, и это не только коронавирус. Низкие цены на нефть, последствия глобальной и локальной экономической политики. Всё ударило вместе и сразу. И сыграли ещё далеко не все факторы. Сейчас цену на нефть определяем не мы, а ОПЕК, основные потребители нефти на паузе. Впрочем, Китай уже начинает проявлять активность - значит, цена может вырасти. Но в любом случае счастья 2008 года нам уже не видать.
Почва для роста
– Кто, на ваш взгляд, всё же останется на плаву?
– Спад экономики вполне может стать и почвой для роста новых видов деятельности. Большим спросом сразу после того, как эпидемия отступит, будут пользоваться кризисные менеджеры. Это те ребята, которые умеют работать в быстроменяющейся среде, моментально перепрофилироваться, изобретать новые тактические шаги, резать по живому, чтобы сохранить. Те, кто в условиях надвигающегося кризиса не опустил лапки, а пользуется ситуацией и увеличивает прибыль. В миллионах офисов мира выяснилось, что людям не обязательно ходить на работу, чтобы фирма была эффективной. Айтишники, программисты ничего не потеряли и продолжат быть на подъёме.
– Складывается впечатление, что коронавирус для цифрового развития сделал гораздо больше, чем все программы поддержки вместе взятые.
– Это так. Бум переживает индустрия онлайн-развлечений: людям скучно, они хотят тратить деньги и веселиться. Вверх пошла логистика. Всё, что связано с доставкой, получило мощный импульс к развитию. Мы сейчас видим зарождение нового сегмента в бизнесе, на новом уровне. Сегодня Москва сделала десять шагов вперёд в развитии доставки, а Хабаровск догнал докоронавирусную Москву. И у нас кругом курьеры, коробы и защитные комбинезоны. Развитие получила фармацевтика и всё, что связано с коронавирусом, в том числе - производство масок. Онлайн-торговля, которая и так была на подъёме, сейчас и вовсе на коне. Также на волне будут те, кто работает с подбором и оптимизацией персонала.
– «Профессии будущего», вероятно, тоже будут связаны с интернетом.
– Появятся онлайн-преподаватели, продажники, развлекатели и вообще все онлайн-работники. В двадцать первом веке жить без онлайна стало невозможно. Коронавирус уйдёт, ограничения снимут, а онлайн уже останется. Цифровизация сделает мощный скачок вперёд, и все профессии, связанные с ней, получат большие бонусы, - считает экономист. И, наоборот, практически неминуемое банкротство ждёт те сферы, которые подразумевали прямое контактное взаимодействие: фитнес офлайн, общепит, розничная торговля, частное образование и развлекательные центры.
Бежать, чтобы стоять
– Что касается Хабаровского края, что ему понадобится, чтобы не оказаться в глубоком кризисе?
– Будут нужны живые деньги. Это, в том числе, финансовые поддерживающие потоки из федерального центра. Но, чтобы избежать серьёзных проблем, необходимо будет суметь разморозить бизнес в сверхускоренные сроки. В режиме заморозки бизнес не просто теряет прибыль, он стремительно разрушается. И, как говорил Льюис Кэрролл, «Иногда нужно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте». Мощная финансовая накачка региона и сверхускоренная разморозка бизнеса могут помочь краю избежать пессимистических вариантов развития.
– Сегодня необходимо реально помочь людям и бизнесу налоговыми льготами. Нужны льготные кредиты. Пока спасают крупный бизнес, что логично - это крупные налогоплательщики. Так, к примеру, поступил и Китай. Там, в первую очередь, спасали крупный бизнес, посчитав, что при наличии денег и желания малый бизнес можно создать и с нуля.
Но для того, чтобы выйти на оптимистический сценарий развития, необходима ещё и накачка деньгами населения. В первую очередь тех, кто сидит дома и не работает. Если люди получат деньги, они пойдут их тратить в рамках своего региона. Они и поддержат деньгами бизнес, которому сейчас очень тяжело. Можно дать деньги бизнесу напрямую, а можно через население. Однако даже самый оптимистичный сценарий предполагает два года рецессии. И это если в экономику власти будут активно вливать деньги.
– На ком сильнее всего скажется кризис?
- Кризис не ударит по богатым, он фактически не скажется на самых бедных, а вот тот самый средний класс, которого мало в стране, но он есть - по нему жахнет по полной программе, - говорит экономист.
Денежное хобби
– Переходя от глобальной экономики к личной – что делать людям, чтобы сберечь свои деньги?
– Строить прогнозы в изменчивой ситуации сложно, однако некоторые действия можно предпринять уже сейчас. Всё, что можно сейчас реализовать - лучше продать. Постарайтесь отдать долги и больше не занимайте. Если есть возможность устроиться на работу или подработку, нужно схватиться за неё, не брезгуя ничем (конечно, в рамках законодательства). Полно примеров, когда сегодня весьма успешные люди сидят дома и шьют маски. Внимательно пересмотрите все свои хобби и вычислите, какое из них может принести деньги. Посмотрите, как навыки, которые у вас есть, можно перековать в сторону онлайна. Прикиньте, как вы можете работать через интернет, что вы можете делать дистанционно. Научитесь экономить и сократите хаотичные покупки. Товары на полках магазинов не исчезнут. Склады есть и запасы есть. А вот денег может и не быть.
– Как вы думаете – есть ли что-то положительное в ситуации с коронавирусом?
– Есть то, чем он меня порадовал – в обществе резко включилась человечность. Аспект не экономический, но сказать о нём хочется. Это тот самый российский менталитет: когда россиянину плохо, он становится добрее, отзывчивее и охотнее помогает ближним.