Зачем платить, если можно не платить, считают хабаровские бизнесмены

Александра Горбунова / АиФ

  Что общего у российской экономики и Луны? Половина всегда в тени. Эта шутка, к сожалению, по большей части правда: по эмпирическим оценкам, 50% российской экономики составляет теневой бизнес. Причём ситуация складывается таким образом, что теневой бизнес становится проблемой обычных граждан.

   
   

  Недоимку по налогам из этого сектора предпринимательства только в Хабаровском крае специалисты оценивают в более чем 6 млрд рублей. Выпадающие поступления государство берёт из кармана официально зарегистрированного предпринимателя. Недавно собирались поднимать НДС, вводить региональный налог с продаж. увеличивать сборы в Пенсионный и медицинский фонды. Сейчас предприниматель с зарплаты каждого работника платит около 41% налогов и других платежей, 18% НДС и налог на прибыль. Бизнес в свою очередь компенсирует затраты из кармана потребителя.

  Можно ли вывести теневой бизнес на свет, какие меры для этого нужны, какие послужат пряником, а какие - кнутом? Об этом и многом другом мы беседуем с Андреем Сухоруковым, сопредседателем отделения по Хабаровскому краю и ЕАО Всероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Вы работаете, но вас не видно

  - Андрей Владимирович, насколько плохо обстоят дела с теневым сектором экономики в нашем крае?

  - Сначала определимся, что понимать под «теневым сектором». Он включает три части. Первое - незаконное производство, то есть криминальный бизнес - наркотики, проституция и прочее. На развитие законного предпринимательства незаконное производство влияния не оказывает. Второе - скрытая экономика, законное производство, частично или полностью находящееся в тени с целью ухода от налогов. И третье - неформальное производство, когда один человек оказывает услугу другому, деньги переходят напрямую, без особых взаимных обязательств. Неформальное производство в нашей стране масштабнее, чем скрытое. Мы покупаем «неформальные» овощи, делаем «неформальный» ремонт квартир и прочее.

  Теневой бизнес создаёт серьёзные проблемы предпринимателям, работающим официально. В ценовой политике бизнес, платящий налоги, просто не в состоянии конкурировать с теневым сектором. «Белый» бизнес вынужден работать с минимальной рентабельностью, теряя возможность дальнейшего развития. А потребитель, вступая в отношения с теневым сектором, перестаёт быть потребителем с точки зрения закона. Отношения-то никак не оформлены, следовательно, потребовать возврата денег за некачественную или даже неоказанную услугу он не сможет. Таксисты-нелегалы, строители-отделочники, не зарегистрированные риэлторы - список можно продолжать. Им настолько комфортно в тени, что он и будет там оставаться. На стартапе у человека обычно немного денег, а он, зарегистрировавшись как предприниматель, сразу становится всем должен.

   
   

Карать и миловать

  - К тому же процесс регистрации предприятия требует средств. И это не говоря о коррупции в известных сферах. А рядом работает такой же «бизнесмен», который никому ничего не должен.

  - Всё правильно, но это всё - отговорки. Сейчас я назову реальную причину, по которой бизнес сидит в тени. Зачем платить, если можно не платить? Зачем платить 18% НДС, если через фирму-однодневку можно обналичить деньги за более низкий процент? Зачем нанимать легально работника за, условно говоря, полтора рубля, когда можно нелегалу платить рубль? Плавно переходим на предпосылки к выходу бизнеса из тени. Тут ничего нового - кнут и пряник. Кнут - надзорные меры со стороны контролирующих органов. Если нужно, создайте специальное ведомство, которое будет заниматься «чёрными» предпринимателями и фирмами.

  - Подождите, но у нас уже есть налоговая полиция, полиция, прокуратура и прочие!

  - Налоговая полиция, насколько я понимаю, занимается исключительно официально зарегистрированными предпринимателями, которые по каким-либо причинам не платят налоги. Теневого сектора для налоговой полиции вроде как и не существует. В Уголовном кодексе есть статья за незаконное предпринимательство, но на деле она почти не работает.

Ждём перемен

  - Правоохранительные органы объясняют это многими причинами: нехватка штата, сложность со сбором доказательств, плохая законодательная база и прочее. А реально есть только одна причина: зачем ловить, если можно не ловить? Когда будет определено ведомство, ответственное за работу с нелегальным бизнесом, будет с кого спрашивать. Тогда сразу законы изменятся и проблемы нехватки штата быстро решатся. К слову, для ловли нелегалов не нужен большой штат.

  Представим: я таксист, работаю через одну из так называемых диспетчерских фирм. Получаю заказ, подсаживаю клиента, везу до места назначения, беру с него деньги, а он мне - «корочку». Здравствуйте, уважаемый, контрольная закупка! И - штраф мне в 5 тысяч рублей. Раз попадусь на штраф, два - уже задумаюсь и остальным расскажу: вот, ребята, десять тысяч заплатил этим, с «корочками»!

Кто из них нелегал? Фото: АиФ / Алексей Минин

  - И вы думаете, что и с остальными теневыми «бизнесменами» тоже будет всё так просто?

  - Да. Но необходимы определенные условия. Если им в качестве пряника предложат простую процедуру регистрации, например, через патент, выдаваемый, например, в банкомате. Почему нет? То есть «бомбила» решил перейти на светлую сторону, подошёл к терминалу, ввёл паспортные данные, заплатил определенную - разумную - сумму и получил патент на месяц или год работы. «Контрольная закупка» ему больше не страшна, поскольку у него есть официальный документ.

  - Остаются налоги, такие же неотвратимые, как смерть.

  - Поймите, бизнес всегда будет сетовать на высокие налоги. Это нормально для любой страны. Но сейчас налоги и платежи в фонды, это я вам говорю как предприниматель, реально убийственные для бизнеса. Необходимо уменьшать НДС, устанавливать разумную величину ЕНВД, размер платежей в фонды. Государство при этом поначалу, может, и потеряет, но зато впоследствии, когда теневой бизнес начнёт возвращаться в наблюдаемую экономику, налоговая база может существенно увеличится.

  - По-моему, это фантастика. Изменения, которые вы предлагаете, могут быть приняты только на федеральном уровне. Думаете, вас там услышат?

  - Думаю, что нет. Пока нет. У нас всё долго решается и медленно меняется. Но на днях в новостях показывали, что Владимир Путин встретился с президентом «Деловой России» Алексеем Репиком. уполномоченным по правам предпринимателей. И, похоже, говорили они долго. Если глава государства стал подпитываться информацией из первых рук, я вижу в этом хороший знак. Очень рассчитываю, что позитивных перемен осталось ждать недолго.