Наталья Журавлёва: Хабаровску нужно больше групп анонимных алкоголиков

Дмитрий Овчинников / АиФ

  По данным статистики, алкоголизм в Хабаровском крае - на передовых позициях. Доказано, что в окружении пятнадцати близких людей один страдает алкогольной зависимостью. Подтверждает это бойкая торговля зелёным змием, участившиеся несчастные случаи на фоне выпивки, в которых страдают сами выпивающие, и что самое страшное – дети. С этим бичом современности борются неравнодушные хабаровчане.

   
   

  Среди них - Наталья Журавлёва, директор АНО «Возрождение семьи» и член общественной палаты Хабаровского края. Её организация десять лет поддерживает семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, очень большой процент которых зависимы от алкоголя.

Психолог полезней нарколога

  - Наталья Андреевна, как вам удаётся влиять на таких людей?

Фото: Из личного архива

 

  - Мы, конечно, не врачи-наркологи, а в большинстве своём социальные работники и педагоги, но оказалось, это то, что нужно. Например, бывшие воспитанницы детских домов, окунаясь в самостоятельную жизнь, зачастую становятся на неверный путь, слишком рано рожают и попадают в соцучреждения. У детдомовцев не сформированы социальные навыки и чувство собственного достоинства. Как прожить от зарплаты до зарплаты? Как стирать, как убираться? Как общаться с людьми, и защищать свои интересы? Нам приходилось их попросту учить жизни. Мотивировать юную маму, а иногда и заставлять работать над собой - очень длительный, сложный и специфический процесс. Опыт мы, как психологи и соцработники нарабатывали одновременно.

  - Чем социальный работник может помочь?

  - Человек так устроен, что ему проще обвинить кого-то в своих бедах. А тот, кто успешней и умней, сразу ставит себя выше и принижает попавших в социальные учреждения. А ведь это люди, которые действительно нуждаются в помощи, которым почему-то не повезло в семье, в окружении. У социального работника не должно возникать желания обвинить и осудить.

   
   

  Первый контакт начинается с объяснения: я пришёл тебе помочь, а не учить. С семьями, особенно с женщинами, мы проводим тренинги, занятия, которые меняют мышление человека. Если родитель безответственно относился к ребёнку и не осознавал этого – он начинает видеть проблему и исправляется. Наша задача помочь увидеть и разобраться.

  - Неужели только беседой можно заставить человека перестать пить? Ведь порой даже кодирование и препараты не помогают.

  - С алкоголизмом другая проблема. Но я могу назвать десятки семей, женщины в которых перестали пить. Правда, счастливыми из них мало кто становится. Наладить отношения с обществом помогают группы анонимных алкоголиков. У них другая работа. Я давно пришла к выводу, что большинство алкоголиков – те, что с образованием и интеллектом, очень ранимые. Они будто без кожи. «Если раньше мне кто-то наступал на ногу в автобусе, я целый день мог думать об этой обиде» - рассказывал Сергей, один из участников группы. Обидчивость – это угроза. Она может стать одной из причин зависимости, а спиртное становится обезболивающим.

Нужно «менять голову»

  - Существует программа 12 шагов, - продолжает собеседница. - Она тренирует именно социальные навыки, которые помогают просто жить, быть добрыми, счастливыми. И если я хочу действительно помочь человеку, больному алкоголизмом, я всеми путями его направляю в группу анонимных алкоголиков. Там люди заметно меняются. Я за то, чтобы все службы, вместе с государственными, которые соприкасаются с такими людьми, были хорошо информированы об этих группах, чтобы донести до них важность посещения.

  - Так как же убедить алкоголика в том, что он больной и нуждается в помощи? Ведь многие из них считают себя нормальными.

  - Это первая наша проблема. Многие говорят: я закодировался и теперь у меня всё будет хорошо. Но мы-то понимаем, что закодироваться заставила нужда, потому что детей забирали, или припугнули этим. И через три месяца он может сорваться и всё вернётся. Но в голове-то ничего не поменялось. Поэтому нужно дальше работать, «менять голову».

  - И что, удаётся?

  - «Анонимные алкоголики» доказывают, что удаётся. Многие из них почти умирали, и всё же вернулись в общество. Духовно выросли, стали добрее. Они не такие корыстные, как все остальные. По-другому, без напряжения смотрят на жизнь. Ведь алкоголик не может выдержать эмоциональное напряжение.

Ужесточить закон

  - Я не хочу мириться с тем, что сейчас в Хабаровске работает всего 8 групп, в которых 120 человек – бывших алкоголиков. Потребность в таких группах гораздо выше. Я была дважды в Америке и встречалась со специалистами в госучреждениях и в подобных центрах. Там родителей-алкоголиков судят и по решению суда обязывают посещать группы, подобные нашим. У нас таких законов нет, родителей могут только предупредить и - крайняя мера - оштрафовать. Сколько работаю, постоянно вижу эту дыру в законе, и она ничем не заполняется. 

  - Что же вы предлагаете?

  - Мы разработали проект «Социальный десант». Будем выезжать в районы края вместе с «Анонимными алкоголиками» и беседовать с больными людьми. Мы очень много спорили, как заставить алкоголика лечиться, работать, выплачивать алименты. Предлагали направлять таких людей на принудительные работы, но при этом всё равно будут страдать дети. Без отца или матери ребёнку очень плохо. Опять же насильственным методом ситуацию не исправишь. В спорах родилась идея, что нужно ужесточать закон. Он сейчас слишком мягок. В нашей стране нет мер воздействия. В первый раз за неисполнение родительских обязанностей выносится предупреждение, во второй раз – штраф. А так как неработающий гражданин не может заплатить штраф, наказания никакого не следует.

  Вместо этого мы предлагаем принудительное лечение, и будем инициировать его на рассмотрение в общественной палате. У человека должен быть выбор: или ты идёшь лечиться, или у тебя забирают ребёнка, ограничивают тебя в правах. И лечение не должно быть разовое – закодировался и всё. Нужны тренинги, психологи и родительские школы. Такие технологии уже разработаны. Велосипед изобретать не надо.

Смотрите также: