В Хабаровске впервые выставили керамику Ирины Оркиной

Художница 30 лет работает в стиле свободных ассоциаций. © / Ольга Аполлонова / АиФ

Об одарённом, творческом человеке Ирине Оркиной «АиФ-Дальинформ» уже писал, но мы с удовольствием напишем ещё раз. Тем более, есть повод – её керамика впервые выставлена в Гродековском музее.

   
   

Полёт фантазий

Известный по всей России и за её пределами поэт, художник, керамист, работающий в стиле свободных ассоциаций Ирина Оркина впервые представила хабаровчанам 40 работ, каждая из которых сопровождается авторскими текстами-ассоциациями.

Ирина Оркина - поэт, художник и керамист, работающий в стиле свободных ассоциаций. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

- Эти работы уже выдержаны во времени, - рассказывает Ирина Оркина. - Самая первая выполнена в 1993 году. Все они живут у меня в мастерской. Я их впервые решила показать с текстами, ведь каждая работа имеет свою историю.

Музейщики говорят, что заинтересовал их этот проект тем, что творения дают уникальную возможность проследить, как восприятие какого-либо образа или события находит отражение в глине.

Разглядывая представленные керамические предметы и картины (музейными экспонатами их пока трудно назвать), вы можете сами придумать причину их возникновения. Но если образ не складывается - можно прочитать авторскую историю.

Рассматривая керамическую работу, вы сами можете придумать причину её возникновения. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

- Вот работа «Вечные странники Любовь и Милость», - подойдя к застеклённой витрине, начала рассказ Ирина Арсентьевна. - Почему странники? Потому что люди боятся этих ощущений, хотя много о них говорят. Некоторые боятся: «можно пустить себе в душу любовь, а потом мне на шею сядут. Скажут: «Любишь меня, вот и делай всё, что я захочу». Поэтому Любовь и Милость вечно ищут души, в которые могут поселиться.

Строчки из глины

Автор признаётся, что работа над каждой керамикой начинается у неё по-разному.

   
   

- Иногда делаешь работу, начиная с идеи, которую дала ситуация, и появляется скульптура, - уточняет художник-керамист. - А иногда любопытно получается. Работаешь с глиной, кажется, что всё – слепил! Можно быть спокойной - душа уже там, в работе. Но, нет! Тянутся строчки! Идея продолжает тянуться в словах... Бывает - первым рождается слово, а бывает - наоборот.

Скульптура под названием "Вечные странники Любовь и Милость". Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Иногда, отмечает автор, слово заставляет её что-то менять в скульптуре. Вот, например, в процессе создания «Вечных странников …» к ней пришла любовь и заставила по-иному взглянуть на работу, так родились стихи:

Поиграйте со мною в любовь,

Только искренне, будьте любезны!

Поиграйте со мной в любовь,

На краю посидите у бездны.

Покрывало из слов подходящих

Расстелите, налейте вина.

И в пустыне из дней проходящих-

За меня, за меня, за меня!

- Свои стихи и графику Ирина называет одним словом - стихографикой, - рассказала давняя подруга художницы Елена Неменко, член союза писателей России. - Мне её работы напоминают японскую поэзию хайку - что-то недосказанное, которое приглашает к сотворчеству, но в то же время завершённое.

Энергия сверху

На многих работах Ирины Арсентьевны лица направлены вверх. Она объясняет этот тем, что художник, и вообще любая творческая личность - посредник между высшими силами, которые дают положительную энергию, и этим миром. Художник берёт энергию оттуда, сверху. Так получаются лица, смотрящие вверх. Лишь на одной работе - триптихе, состоящем из трёх фигур, у одной голова опущена.

- Эта всё – одна женщина, сначала она вглядывается в землю, ищет смысл в жизни, потом теряет свой страх, а затем поднимает голову - находит веру, - объясняет Оркина.

На триптихе представлена женщина: сначала она ищет смысл жизни, затем теряет страх, а после - поднимает голову. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Ирина - птица перелётная, и перелетать ей приходится очень часто. К тому же с удовольствием работает с детьми там, где ей предлагают: в Германии, на Сахалине, в Якутии, Москве.

- Если честно - я зависла между течением российским и европейским, - отмечает художник. - В Европе сейчас идей очень мало. Там в основном присутствует чистый формализм - только цветовые пятна. В России - больше реализма. А у меня получается состояние смешанное - когда непонятно, что это такое, но в то же время есть идея. 

Смотрите также: