В Хабаровске процент успешной сдачи водительского экзамена значительно снизился. Если с начала 2020 года около 65% учеников автошкол стабильно получали водительские права, то к концу года этот процент снизился до 35 – именно столько кандидатов сумели пройти через все блоки экзамена.
Волнительный город
Чтобы получить желанное удостоверение, каждому будущему водителю сначала требуется сдать теорию вождения. После лекций преподаватели отправляют учеников тренироваться в электронные приложения. Система в приложениях такова: человек зазубривает до автоматизма изображения дорожных ситуаций и варианты решения. Люди, обладающие хорошей визуальной памятью, легко запоминают картинку и правильный ответ, но не осмысливают поставленный в задании вопрос.
«По приложению билеты особо не учил, мне не нравилась система. Видишь картинку, тыкаешь на зазубренный ответ, а в голове на экзамене пустота, картинок и ответов нет, а руль и педали есть», – говорит молодой водитель Андрей Долотов.
Однако теорию он сдал успешно, а второй этап – «автодром», где нужно выполнить несколько упражнений, и «город», пересдавал четыре раза.
«Пробовал водить машину еще до автошколы, перед первым городским экзаменом чувствовал, что сдам, но ошибся. Все ребята, которые сдавали со мной, тоже завалили», – вспоминает Андрей Долотов.
По словам вчерашних учеников, на третьем этапе экзамена – «город» – иногда «проваливается» даже тот, кто старался учиться.
Ученик обязан уметь
Инспектор ГИБДД, завершив экзамен, выносит вердикт: «сдал» или «не сдал». Решение принимается, основанное на ошибках кандидата. Если все задания выполнены – оценка положительная, если же кандидат не стал выполнять задание или превысил допустимую норму ошибок – отрицательная. Весь пройденный путь фиксируется камерами, направленными на экзаменуемого, спидометр и педали машины. Так что любой будущий водитель может оспорить решение инспектора, но, как показывает практика, смысла в этом немного.
«Инспекторы не подлавливают никого специально, но могут дать сложные задания. Это их право. Есть сложные элементы, такие как «разворот на перекрестке», «опережение», «перестроение», но все это ученик обязан уметь. Все зависит от его желания учиться, его знания правил дорожного движения. Приложение не самый хороший вариант обучения, но есть и лекции, на которых несколько часов я самостоятельно объясняю ученикам правила. Можно открыть ПДД и учить текст, осмысливая его. Бывает и так, что инструктор преподающий практику, некомпетентен, в таком случае я рекомендую сразу менять его. Желание водить улетучивается, если инструктор не контролирует свои эмоции, оскорбляет или вовсе не заинтересован в обучении», – говорит инструктор автошколы Алексей Пешков.
«Причина кроется в самих учениках, ленятся. У многих неправильный подход к учебе, хотя автошколы предоставляют им техническое оснащение, знания. Некоторые ученики, даже заплатив за обучение немаленькие деньги, все равно учатся спустя рукава. Каждый сам берет за себя ответственность», – рассказал старший государственный инспектор безопасности дорожного движения управления ГИБДД Хабаровского края Вячеслав Бондарев.
Больше практики
Предполагается, что нововведения, ожидаемые в следующем году, поспособствуют успешной сдаче испытаний. С 1 апреля 2021 года вместо трех экзаменов в ГИБДД, а именно теории, автодрома и города, будет два. Сохранятся теория и город.
Есть исключения: те, кто хочет управлять мопедами, мотоциклами, трициклами и квадроциклами, по-прежнему должны будут пройти практический экзамен на автодроме, для них ничего не изменится.
При сдаче города учеников ждут новые упражнения: «остановка и начало движения на подъеме и на спуске», «постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару при движении задним ходом», «разворот в ограниченном пространстве», и такое сложное задание, как «обгон». Ранее инспекторы на экзамене давали его крайне редко: оно требует определенных навыков. Сейчас же «обгон» рекомендован к отработке.
«Новые правила направлены на улучшение качества получаемых навыков у будущих водителей. Не будет площадки автодрома, значит, будет больше часов практики в городе, человек быстрее привыкнет к дорожной обстановке, будет лучше учить ПДД, отсюда процент сдачи повысится. Но представители автошкол еще не начали перестройку программ обучения, рановато», – говорит Вячеслав Бондарев.
Сотрудники автошкол задаются вопросом, как нововведения повлияют на их рабочий график. У многих инструкторов время занятий состыковано вплотную, без перерывов. Поэтому надежда на перекус и небольшой отдых остается на площадку автодрома.
«Моя работа всегда расписана на одну-две недели вперед, все впритык. Иногда ученик не посещает занятие или переносит его, но это редкое явление. На автодроме я оставил человека в своей машине, он комфортно и спокойно отрабатывает задания, а у меня есть время отдохнуть», – поделился инструктор Максим Левин.
Еще с начала 2020 года начались масштабные изменения в процедуре проведения экзаменов на получение водительских удостоверений. Инициатором нововведений стало Минэкономразвития РФ. По мнению представителей исполнительной власти, автошколы недостаточно хорошо готовят выпускников, а существующая процедура проверки курсантов не может в полной мере оценить знания и умения начинающих водителей. Первая часть нововведений вступила в силу с 1 января 2020 года. Гораздо больший «пакет» изменений должен был вступить в силу с октября 2020 года. Однако из-за пандемии внедрение нововведений было перенесено на апрель 2021 года.