Примерное время чтения: 13 минут
185

Юрий Трутнев: «Экономический рост ДФО обеспечивают миллионы людей»

Крупные инвестиционные проекты, реализация мастер-планов, помощь бойцам специальной военной операции… Дальневосточные регионы остаются на передовой экономического и социального развития страны, охватывая массу направлений работы. О том, как она продвигается, рассказал заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

«Развитие Дальнего Востока – национальный приоритет»

– Юрий Петрович, 2024 год близится к завершению, время подводить итоги. Расскажите, каким он стал для Дальнего Востока и Арктики?

– Он, наверное, был сложным, как для всей нашей страны. Но все основные векторы сохранились. Вы помните, что президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Вот ровно в рамках этих положений мы и движемся.

Дальний Восток сегодня по притоку инвестиций опережает среднее значение по РФ в два раза, по строительству в три, в общем всё это понятно почему: потому что 79 законов, которые приняты по поручению главы государства, работают. Работают территории опережающего развития, работает свободный порт Владивосток и многое-многое другое. Это не значит, что нет сложностей, их всегда достаточно. Но развитие Дальнего Востока мы сохраняем и будем делать всё возможное, чтобы оно и дальше было таким флагманским направлением в развитии нашего государства.

– В развитии макрорегиона большую роль играют инвестиционные проекты. Насколько их реализации способствуют те преференциальные режимы, которые есть на Дальнем Востоке? Мы конкурентоспособны по сравнению, например, с другими странами АТР?

– Давайте начнём с результатов года: 900 миллиардов рублей – чистый приток инвестиций, 171 новое предприятие построено, создано 19 тысяч рабочих мест. Что касается конкурентности наших режимов, то если бы они не были конкурентны, то инвестиции бы к нам не шли. Здесь закономерность абсолютно чёткая.

Причём, скажу вам честно, у нас и объём иностранных инвестиций не снизился. Я не буду вам рассказывать, что какие страны, вдруг там начнут наши недруги опять искать, обвинять в чём-то, но приток иностранных инвестиций на Дальний Восток сохраняется.

СПРАВКА
Всего с 2015 года в ДФО и АЗРФ с помощью мер господдержки появилось более 3,7 тыс. инвестпроектов с общим объемом инвестиций около 11 трлн руб. Вложено 5,1 трлн руб. и создано 164 тысячи рабочих мест. Введено 1074 предприятия.

– Вы уже не единожды подчеркивали, что самое главное – это исполнение всех социальных обязательств. Как идет работа в этом направлении?

– Наверное, две важнейшие линии. Первая – это инструмент единой президентской субсидии. Он у нас работает уже несколько лет и позволяет максимально быстро реагировать на любые запросы территории. Это в прямом диалоге с губернатором происходит. Всего сегодня объектов, построенных в рамках единой президентской субсидии, 1900. В том числе 233 школы, в общем, – школы, больницы, детские сады, всё, что прежде всего вот сейчас нужно людям.

Но есть вторая линия – стратегическая, это мастер-планы городов, принятые по поручению президента. Это, по сути дела, новый Дальний Восток. Это Дальний Восток, где состоялись встречи с людьми, отобраны самые важные объекты. Сейчас есть поручение президента включить все мастер-планы в национальные проекты новые. Мы сейчас этим активно занимаемся с нашими коллегами. Тоже не очень всё просто, но я думаю, что победим.

СПРАВКА
Один из мощнейших инструментов развития Дальнего Востока - Единая дальневосточная президентская субсидия. Программа позволила за 6 лет построить и реконструировать более 1900 социальных объектов - 233 школы и детских сада, 68 больниц, 75 спорткомплексов, 480 спортплощадок, 49 объектов культуры, в том числе 18 сельских домов, возвести более 50 фельдшерско-акушерских пунктов. Модернизирована коммунальная и транспортная инфраструктура, закуплены для регионов новые автобусы, оборудование для медицинских центров, для мастерских и колледжей, благоустроили 494 общественных территорий и более 1 800 дворов, отремонтировали 388 км дорог.

– Еще один важный аспект в социальном направлении – программы поддержки. Президент продлил действия льготной ипотеки на Дальнем Востоке. Но в этом вопросе в последнее время не все гладко. Вы поручили разобраться в ситуации. Получилось?

– Банки хулиганят. Они занимают позицию, что им это не выгодно. Я думаю, что мы с этой позицией справимся. Я разговаривал два дня назад с Михаилом Владимировичем Мишустиным. Мы договорились, что я внесу предложение, а он переговорит с коллегами, постарается их убедить в том, что поручение Президента Российской Федерации выполнять надо всем.

«Восстановление новых территорий – важная работа»

– Одной из важнейших тем остается специальная военная операция. Дальневосточные регионы активно помогают и фронту, и в восстановлении новых территорий…

– В 2024 году, если говорить о поддержке СВО, то мы, как и в предыдущем году, делали всё возможное. Вы знаете, здесь мне никого особо призывать и убеждать не приходится: люди понимают, что они делают, понимают значение этой работы.

Все субъекты Дальнего Востока взяли свои подшефные территории в ДНР и контролируют это лично. То есть выезжают лично в зону специальной военной операции, проверяют качество, проверяют сроки. Я тоже езжу, но я могу сказать, что у меня не было ни одного замечания, например, по задержке или срыву срока. Честно скажу, бывает иногда вот на традиционных (дальневосточных) территориях, а на новых не бывает. То есть ни одного раза за всё время работы не было, чтобы мы что-то по срокам сдвинули или что-то сделали плохо. Это большая, очень важная работа, потому что вот когда о ней говоришь, что встают перед глазами новые дороги вместо разбитых бомбами, новые здания школ, детских площадок. Детские площадки, вообще вот если говорить обо мне, о моих субъективных впечатлениях, то, конечно, самые яркие связаны с парками культуры и с детскими площадками в городах. Вроде небольшая работа, немного денег, но, когда ты видишь, что в территории, где ещё недавно гремели взрывы, дети располагаются на детской площадке и висят на всём, на чём висеть в принципе можно, это здорово. Это совершенно изменяет настроение у нас, у людей, которые там живут.

Я могу даже сказать, что наши дальневосточные территории, когда они занимаются этим шефством, у нас уже были случаи, когда мне звонил Пушилин, глава Донецкой Народной Республики, и говорил, Юрий Петрович, давайте мы вот тот шефствующий субъект уберём на другую территорию. Я говорю, что случилось? Он говорит, вы знаете, они всё там сделали, вот там всё хорошо, в Кировском уже нормально. А можно мы их передвинем на другое муниципальное образование? Если вы уверены, что так хорошо, то давайте передвинем.

СПРАВКА
В 2024 году регионы ДФО проводят работы в 24 населенных пунктах (6 муниципальных образований) ДНР. Завершены строительно-монтажные работы на 250 и ведутся работы на 3 объектах инфраструктуры. Из них 17 школ, 4 детских сада, 9 детских и спортивных площадок. Всего с 2022 по 2024 года в ДНР субъектами ДФО восстановлено в установленные сроки 841 объект инфраструктуры жизнеобеспечения.

– При этом не только обычные жители, но и дальневосточные чиновники сами отправляются на передовую. Эти решения поддерживаются?

– Мы исходим из того, что не должно быть грани, что если ты чиновник, начальник, то ты должен сидеть в кабинете, а если ты не начальник, то ты должен воевать в зоне спецоперации. Эта история у нас длится уже около двух лет.

Всего в зону СВО в качестве добровольцев у нас сходило 40 человек (прим. – в составе добровольческих формирований Минвостокразвития России): четыре заместителя полномочного представителя президента, некоторые заместители полпреда у нас воюют сейчас, некоторые уже вернулись и вернулись с наградами. Слава Богу, все живы и здоровы.

У нас есть замполпреда, он врач по специальности, он проводит отпуска в госпиталях прифронтовых. Мы всё это делаем от души, делаем потому, что мне кажется, это надо. Точно так же и моим коллегам кажется, что это надо. Никого не приходится тащить за шиворот, убеждать. Ну а я всем благодарен за эту работу.

«Проекты, которые вносят большой вклад в экономику, надо поддерживать»

– Другая большая тема – это Северный морской путь. Какие были у нас итоги по окончанию 2024 года, и к каким перспективам мы идём в 2025-м?

– Северный морской путь – огромный проект. Объём перевозок по нему, но и несмотря на санкции, он продолжает расти. Нам очень много предстоит сделать для Северного морского пути, поэтому нам сейчас пока вполне достаточно работы. Мы должны построить 10 ледоколов, должны построить четыре центра спасения, 46 вспомогательных судов, спутники должны запустить. Поэтому работы предстоит очень много, огромный план, который включает в себя деятельность практически половины Правительства РФ.

Недавно смотрели вопросы развития Северного морского пути на Морской коллегии России под руководством Николая Платоновича Патрушева. Поэтому работаем вместе и настроены на динамику, на результат.

СПРАВКА
Распоряжением Президента 1 августа 2022 года утвержден План развития Северного морского пути до 2035 года. План включает в себя 155 мероприятий по 5 ключевым направлениям. Всего до 2035 года будет построено 10 ледоколов, 46 судов аварийно-спасательного флота, 3 базы размещения аварийно-спасательного флота, строительство и модернизация 14 портов и терминалов, 4 аварийно-спасательных центра МЧС России, 13 вертолетов в арктической комплектации, 4 корпуса ФМБА. Для создания полноценной системы ледового и погодного мониторинга планируется запустить на орбиту 16 спутников.

– Как идёт реализация инфраструктурных проектов вдоль СМП?

– Есть разные подходы к инфраструктуре Северного морского пути. Мы, конечно, прекрасно знаем предложения губернаторов про Северный широтный ход, в общем, про то, чтобы обрастить Северный морской путь ещё полным объёмом инфраструктуры, позволяющей вывозить грузы с территории Российской Федерации. Сегодня пока в плане Северного морского пути вот этот раздел отсутствует. То есть пока он, прежде всего, предназначен для транзита грузов: для транзита грузов наших инвестиционных проектов, связанных с добычей сжиженного природного газа, с добычей никеля. Это большие проекты, которые вносят очень большой вклад в экономику Российской Федерации, и нам их надо поддерживать.

Хорошо ли, если мы соберём грузы со всей территории? Не просто хорошо – замечательно. Но только, понимаете, это нельзя сделать какой-то одной командой. Я внимательно изучал экономику целого ряда проектов, она пока не сходится. То есть хотелось бы построить железную дорогу, которая вывозила бы грузы по коридору «Урал промышленный – Урал полярный»? Конечно, да. Но мы посчитали всё. Мы посчитали лес, месторождения полезных ископаемых. И получили тот результат, который нас пока не удовлетворяет. Будем работать ещё.

– К слову проблемы логистики на Дальнем Востоке всегда стояли остро. Сейчас мы можем говорить об улучшении ситуации?

– С оперативными проблемами мы скорее справились. Порты выполняют необходимую работу и справляются с значительно возросшей нагрузкой.

Что касается Восточного полигона, что касается железных дорог, здесь всё не так радостно. Но это, наверное, тоже естественно, потому что увеличить пропускные возможности огромного полигона железной дороги непросто. Эта работа ведётся. Мы в Правительстве РФ её контролируем. Хорошо знаю, как она идёт. Но сказать, что там прям прыжком увеличились провозные мощности – нет, не совсем так. Как в прошлом году, так и в этом порядка восьми миллионов тонн груза, законтрактованных от дальневосточных перевозчиков, пока не нашли своего адреса.

СПРАВКА
Модернизация Восточного полигона идет поэтапно, первый начался еще в 2013 году (построены или реконструированы 45 станций, уложено более 420 км вторых путей и модернизировано свыше 5 тыс. км железнодорожного пути). Второй проходит в период с 2018 по 2024 годы (строительство почти 1,5 тыс. км главных путей). Объемы перевозок в сторону портов Дальнего Востока увеличиваются очень динамично, третий этап развития предполагает увеличения провозной способности БАМа и Транссиба до 197 млн тонн в 2027 году.

– Много говорится о росте энергопотребления. Каков он на Дальнем Востоке?

– Наверное, всё, что связано с энергетикой Дальнего Востока, можно подвести под формулу: за что боролись, на то и напоролись. Потому что мы чего хотели? Мы хотели интенсивного экономического роста. Мы его добились? Ну, в основном, да. Важно это? Важно. Но мы же понимаем, что каждый проект требует электричества. Каждый проект требует энергии.

Когда-то мы ещё с господином Шульгиновым (прим. – бывший министр энергетики) обсуждали эту тему, я ему говорил, что мы в истории растём, обратите на это внимание. Я помню его слова, он говорил: «Юрий Петрович, вы главное обеспечьте рост оборудования, объёмов энергопотребления, у нас сразу снизятся тарифы, всё станет хорошо и замечательно». Мы обеспечили, но хорошо и замечательно пока не стало.

По поручению президента Российской Федерации сейчас Минэнерго разрабатывает, по сути дела, новую схему энергоснабжения Дальнего Востока. Я с ней знаком. Показатели динамики роста объёмов энергии в регионах Дальнего Востока в 2,5 – 3 раза превышают среднероссийские. Но вот достаточно этого или нет: мне бы не хотелось одному принимать такое решение. Это всё-таки схема территориального размещения энергетических мощностей. Это очень серьёзная история.

Поэтому мы договорились с губернаторами, что мы вместе встречаемся и каждый по своей территории докладывает: хватает, не хватает – с учётом перспективных строящихся мощностей. Мы должны быть абсолютно уверены, что мы построим то, что обеспечит экономическое развитие Дальнего Востока.

«Страну нельзя любить абстрактно»

– Дальний Восток становится все более привлекательным для туристов, в том числе иностранных.  По поручению президента, для них упростили визовый режим. Много гостей из-за границы побывали нас в 2024 году?

– Достаточно. 183 тысячи. На 80% больше, чем в предыдущем году. Вы знаете, мы эту историю начинали ещё в 2017-м первыми в России и сразу же предложили наш опыт распространить, но в это время пришёл коронавирус, вся эта работа немножко притормозилась, сейчас начали вновь.

И ещё раз говорю, рост на 80%. 183 тысячи – это хороший результат. География стран внушает оптимизм, потому что приезжают Кувейт, Саудовская Аравия и другие страны. Их интересует Россия. Мне кажется, это нормально и правильно.

СПРАВКА
Механизм электронной визы введен в ДФО в 2017 году решением президента России, и за первые три года его работы на Дальний Восток въехало более 145 тысяч иностранных граждан из 21 иностранного государства, используя специально оснащенные 21 пункт пропуска. В 2019 году, учитывая положительный опыт Дальнего Востока, механизм введен на всей территории России – на замену электронной визы ДФО введена единая электронная виза. Сегодня ЕЭВ оформляется для иностранных граждан 55 государств

– Уже не первый год проходит конкурс «Дальний Восток – земля приключений», направленный на повышение интереса к ДФО. Вы уже видите какой-то экономический эффект от него?

– Мы здесь не про экономику, хотя можно и там экономику поискать, но не задавался целью. Это про другое. Дело всё в том, что экономический рост Дальнего Востока и его развитие обеспечивается точно не только, да и не столько Министерством по развитию Дальнего Востока или полпредством. Миллионы людей работают на результат. Они работают на своих предприятиях, на полях, строят мосты, дороги, дома. Мы должны на это не обращать на это внимание?

У нас существуют действительно конкурсы, которые дают возможность сказать людям спасибо. Конкурс «Звезда Дальнего Востока» как раз про это, по разным категориям. По категориям социального развития и экономического. Умное жюри отбирает людей, которых надо собрать и их поблагодарить. Мы так и делаем.

Как отдельную категорию выделили писателей (прим. – Общероссийская литературная Премия «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева), тоже про экономику и тоже про социум, и отдельно выделили, естественно, категорию, связанную с освещением специальной военной операции (прим. – специальная сессия Общероссийской литературной Премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева). Мы хотим, во-первых, людей поблагодарить, потому что они же свою душу, свой труд вкладывают в эту работу.

Ну, ещё один у нас такой конкурс образовался, он называется «Дальний Восток – земля приключений». И там сотни людей, которые совсем не обязательно живут на Дальнем Востоке, просто приезжают, идут в путешествия по разным территориям: по Камчатке, Сахалину, Приморью. А потом отправляют свои отчёты и соревнуются, кто лучше попутешествовал.

Скажу честно, мне этот конкурс очень нравится. Потому что, во-первых, я сам очень люблю путешествовать и считаю, что страну нельзя любить абстрактно. Слова о том, что такое патриотизм, как мы любим страну или кто-то не любит страну, они связаны с тем, насколько мы страну знаем. Если ты что-то не знаешь, то любить очень трудно. Когда люди путешествуют по Дальнему Востоку, они видят, восхищаются им, убеждаются, насколько там много замечательных мест, то мы тоже делаем шаг в правильном направлении.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах