15 января сотрудники Следственного комитета Российской Федерации отмечают свой профессиональный праздник. Десять лет назад прошла реформа органов предварительного следствия, ведомство вышло из структуры прокуратуры, а следователи обрели процессуальную самостоятельность. Об итогах работы в непростом 2020 году и перспективах на 2021-й накануне юбилейной даты рассказал руководитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Евгений Лагацкий.
Против коррупции
Дарья Немцева, «АиФ-Дальинформ»: Евгений Вячеславович, какие виды преступлений преобладали в крае?
Евгений Лагацкий: Хабаровский край – один из девяти субъектов ДФО, на территории которых свою деятельность осуществляют следователи Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР. Чаще всего по краю в следственные органы управления поступали сообщения о преступлениях коррупционной и экономической направленности, а также связанные с производственным и непроизводственным травматизмом на железнодорожном и морском транспорте. Это объясняется тем, что на территории Хабаровского края расположены крупные транспортные узлы железнодорожного, морского и воздушного транспорта, административные органы ряда транспортных организаций. Встречались дела о незаконном обороте особо ценных водных биоресурсов, в частности рыбы и икры, и контрабанде леса.
– Какое из направлений деятельности – самое «проблемное», где происходят постоянные всплески преступности?
– К сожалению, стабильными остаются показатели работы по уголовным делам о преступлениях, связанных с оскорблениями и применением насилия в отношении представителей власти. Так, общественный резонанс вызвали обстоятельства нападения молодых людей на сотрудника полиции на станции Вяземская в декабре минувшего года, находившегося при исполнении своих законных полномочий. Следователями незамедлительно было возбуждено уголовное дело. Обвинение предъявлено пятерым молодым людям, двое из них находятся под стражей, в отношении троих избрана иная мера пресечения. Обращаю внимание, что санкцией статьи 318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет.
– Были ли раскрыты в прошлом году коррупционные дела?
– Противодействие коррупции – одно из ведущих направлений деятельности следственного управления на транспорте. Следователями, например, Хабаровского следственного отдела на транспорте следственного управления расследуется уже 6 уголовных дел, возбужденных по фактам получения руководителем одного из структурных подразделений Дальневосточного регионального отделения АО «Федеральная пассажирская компания» коммерческих подкупов на суммы до 700 тыс. рублей от начальников поездов. Кроме того, продолжают расследоваться 7 уголовных дел в отношении заместителя начальника района в Дальневосточной дирекции управления движением по фактам получения взяток за предоставление технологических «окон» на суммы до 520 тыс. рублей.
В декабре суд по направленному следователями уголовному делу признал виновным директора транспортной компании, который неоднократно давал взятки должностным лицам железнодорожной станции Хабаровск-2 на общую сумму свыше 12 млн рублей. Ему назначено наказание с отбыванием лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в размере 12,6 млн рублей.
Ранее в суд было направлено дело в отношении заместителя начальника железнодорожной станции Хабаровск II по грузовой и коммерческой работе, обвиняемой в совершении ряда коррупционных преступлений. Женщине инкриминировано получение взяток не только от осужденного коммерсанта, но и от двух иных на суммы от 130 до 966 тыс. рублей. В настоящее время дело рассматривается судом. Напомню, что следственное управление на транспорте осуществляет деятельность и в иных субъектах ДФО, где также успешно расследуются преступления коррупционной направленности.
Хулиганство в воздухе
– Сообщения об авиадебоширах стали обыденностью: как вы считаете, причина в пассажирах или чем-то ином? Сколько таких случаев было в прошлом году?
– Я думаю, хулиганство на транспорте было всегда. Причины его в отношении некоторых людей к обществу: в неумении сдерживать агрессию, купировать конфликты, желании противопоставить себя другим. И самая распространенная причина – употребление алкоголя перед полетом, из-за которого эти люди становятся еще более раскованными, агрессивными, теряют контроль над собой. Вообще, расследование хулиганства на транспорте, как и производство по фактам совершения административных правонарушений, относится к компетенции органов полиции. Нам передаются случаи, вызвавшие общественный резонанс. В 2020 году в производстве наших следователей находилось три материала проверки в отношении авиадебоширов. Одно уголовное дело в отношении пассажира авиарейса «Новосибирск- Хабаровск» направлено в суд, мужчина осужден к двум годам лишения свободы условно.
Хочется обратить внимание, что с 2017 года в статью 213 УК РФ введен п. «в», согласно которому грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте наказывается вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет. И, кроме того, существует административная ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
– Происходили ли в 2020 году на бортах самолетов иные преступления, не связанные с хулиганством?
– В 2020 году не удалось избежать фактов авиапроисшествий, связанных с нарушением безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
20 февраля самолет АН-2, вылетевший из аэропорта г. Магадан, совершил жесткую посадку недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта. 13 человек, из числа находившихся на борту воздушного судна получили телесные повреждения, погибших не было.
18 апреля 2020 года около села Калинка Хабаровского района Хабаровского края произошло крушение частного легкомоторного самолёта типа Л-142. Находившиеся на борту четверо человек не выжили.
17 сентября 2020 года произошла жесткая посадка вертолета МИ-8 в 175 км севернее населенного пункта Омсукчан Магаданской области. Члены экипажа воздушного судна в количестве трех человек не пострадали.
По каждому из приведенных фактов возбуждены уголовные дела. Их расследование занимает значительные сроки, как правило, из-за необходимости проведения ряда экспертных исследований, установления точных причин, для чего требуется глубокий анализ, с целью последующего информирования уполномоченных органов для предотвращения подобных ситуаций впредь.
Донос на полицию
– Сколько в 2020 году поступало жалоб на действия правоохранительных органов?
– Действительно, мы как специализированный следственный орган Следственного комитета России уполномочены на расследование уголовных дел о должностных преступлениях сотрудников таможенных органов, транспортной полиции, прокуратуры, контролирующих органов в транспортной сфере. Сразу обращу внимание, что не каждая жалоба на действия правоохранителей является поводом для производства проверки или возбуждения уголовного дела. В каждом случае обращения к нам граждан, следователи дают принципиальную оценку действиям правоохранителей. В 2020 году в следственном управлении уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов по жалобам граждан не возбуждались: в ходе проведения процессуальных проверок доводы заявителей не находили подтверждения. Вместе с тем, в прошлые года такие случаи в практике встречались.
Например, в 2020 году на Сахалине судом к уголовной ответственности привлечены бывшие сотрудники полиции, обвиняемые в применении насилия к мужчине, задержанному при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях получения от него признательных показаний о совершении им экономического преступления. Оба судом приговорены к реальному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии.
Следствием по уголовному делу допрошено более 25 свидетелей и очевидцев случившегося, проведены судебно-медицинская, трасологическая экспертизы, психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа, иные следственные и процессуальные действия, результаты которых позволили, в своей совокупности, подтвердить факт совершения преступления в отношении потерпевшего, несмотря на отрицание своей вины со стороны обвиняемых.
К сожалению, встречаются и такие случаи, когда граждане прибегают к обращению в следственные органы с заведомо ложными сообщениями о преступлении, видимо, забывая об уголовной ответственности. В 2020 году в Тынде в суд направлено уголовное дело по обвинению мужчины в заведомо ложном доносе, который из чувства мести заявил о совершении полицейскими тяжкого преступления – превышения должностных полномочий, совершенного с применением насилия, что в дальнейшем не подтвердилось. Как правило, люди потом раскаиваются, приносят извинения, но преступление уже совершено.
Под видом гребешка
– Встречались ли в прошлом году преступления, связанные с контрабандой?
– Встречались, причем преступления были связаны с характерной для дальневосточных регионов контрабандой леса, водных биоресурсов. В настоящее время направлением прокурору завершено расследование уголовного дела, возбужденного по факту предоставления в 2020 году в таможенные органы на территории Хабаровского края от имени генерального директора одного из предприятий деклараций на товары - пиломатериалы из ели Аянской и пихты Белокорой, как произведенные данным предприятием. Пиломатериалы готовились для перемещения в другую страну. Следствием установлено, что в декларациях содержались недостоверные сведения, поскольку пиломатериалы произведены иной фирмой, у которой ранее были похищены. Согласно заключениям специалистов общая стоимость лесоматериалов составила свыше 1,9 млн. рублей.
В 2020 году следователи по особо важным делам следственного управления направили в суд ряд уголовных дел в отношении участников транснационального преступного сообщества, занимавшегося экспортом в КНР древесины особо ценных пород дуба и ясеня.
В Приморье наши следователи направили в суд уголовное дело о контрабанде водных биоресурсов на сумму свыше 1 млн. рублей. Директор предприятия задекларировал аквакультуру – гребешка морского живого культивированного, а, фактически, пытался переместить через границу с КНР живые особи приморского моллюска, имеющего природное происхождение.
Контрабанда – преступление, раскрыть которое не так сложно, поскольку на границе существует особый контроль, работают оперативные службы различных правоохранительных ведомств. Например, моряки приобретают в портах Южной Кореи и Японии алкоголь у дилеров для реализации на территории России, прячут его в тайниках на судах от органов таможенного контроля. Естественно, эти тайники обнаруживаются, вскрываются, и люди, потратив свои личные средства, остаются и без денег и без продукции, поскольку ее конфискуют. Кроме того, в отношении них возбуждаются уголовные дела, наказание может быть в виде штрафа, то есть, осужденный должен будет еще определенную сумму заплатить.
Снимки из Космоса
– Появились ли новые методы, в том числе технические, способствующие раскрытию преступлений?
– Криминалистика идет в ногу со временем – на вооружении следователей сегодня разработки в области программирования, IT-технологий, ускоряющие и упрощающие процесс расследования уголовных дел. На транспорте, например, мы прибегаем к получению снимков из космоса, которые позволяют установить точное место расположения объекта, допустим, в открытом море, или проанализировать причины, способствующие совершению преступлений. При расследовании уголовных дел мы получили возможность проводить анализ содержимого мобильных телефонов, в том числе, мессенджеров, восстанавливать информацию на накопителях – флешках и жестких дисках. Возможности экспертной работы постоянно расширяются, в связи с появлением новых научных наработок в области, например, генно-молекулярных исследований. Не секрет, что совершение преступления, как процесс, неизбежно оставляет следы в материальном мире, которые все легче обнаруживаются.
– Какие направления в Вашей деятельности будут приоритетными в 2021 году?
– Нам необходимо усилить профилактическую работу на транспорте, темпы которой в 2020 году в связи с карантинными мероприятиями были несколько снижены. Мы продолжим активно работать со школьниками и студентами, учащимися профильных образовательных учреждений, выходить с представителями СМИ на участки железной дороги вблизи населенных пунктов, предупреждать граждан о недопустимости нарушения правил безопасности при нахождении на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, в декабре прошлого года я собрал коллегию, чтобы обратить внимание наших работников на расследование такой категории преступлений, как «производственный травматизм», случаев которого при современном уровне организации производства должно быть все меньше и меньше. Моя принципиальная позиция, что каждому такому случаю должна быть дана надлежащая правовая оценка, установлены все причины и условия, способствовавшие получению работником травмы, обращено внимание на возможную халатность со стороны лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ на судах или железной дороге.