Педагоги, ученые, представители некоммерческих организаций поделились опытом работы и обсудили дальнейшее сотрудничество на межрегиональном форуме «Сохраняя язык, приумножаем культурное наследие народов России: перспективы развития образования в этнокультурном направлении». Он прошел в Хабаровске с 8 по 10 августа. Его участниками стали больше 150 человек из 14 регионов России.
В течение четырех дней им представили презентации лучших практик по обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А также организовали курсы повышения квалификации для учителей, лекции, мастер-классы, открытые занятия.
— Мы живем в многонациональном государстве. Сохранению культуры и языков коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Хабаровского края, уделяется огромнейшее внимание со стороны федеральных и региональных органов власти, — отметил в приветственном слове заместитель председателя комитета во внутренней политике правительства Хабаровского края Александр Ивагин. — По указу президента России Владимира Путина создан Фонд развития родных языков, региональные власти делают огромную работу. Ежегодно проводят конкурсы на грантовую поддержку проектов, в том числе и связанных с сохранением языков коренных народов. Мы постоянно приглашаем к участию наши национальные объединения, общины. Всегда готовы оказать поддержку по написанию грантовой заявки.
Участники дискуссионных площадок — учителя из общеобразовательных школ Хабаровского края и преподаватели вузов — рассказали о своем опыте преподавания родных языков и повышения интереса молодежи к культуре коренных народов Дальнего Востока. Например, доцент Тихоокеанского государственного университета Ольга Сысоева, поделилась, как изучая на занятиях любимые дальневосточниками произведения Елены Неменко о Тишке и Рыже, рассказывает о культуре народов Амура. А руководитель ансамбля «Мэнгун муэнэ» Андрей Бельды рассказал, как удается сделать регион притягательным для туристов, благодаря проведению национального праздника «Полынного супа».
Участники фестиваля отметили, что внедрение изучения родных языков помогает развивать у детей патриотизм и ценностное отношение к малой родине.
— Сохранение языков — тема, которую давно и активно поддерживают и министерство образования и науки, и министерство природы Хабаровского края. Численность коренных народов постоянно сокращается, это показывают результаты переписей населения. Они же показывают и то, что все больше людей говорят о себе как о носителях родных языков, знают или хотят их изучать. Это результат нашей общей работы. Сейчас в школах преподают родные языки, в двух техникумах Хабаровского края. Радует, что молодежь активно поддерживает идею сохранения языков, и даже те, кто раньше скептически относился, через короткое время возвращаются к корням, понимая, что они, как дерево, держатся корнями за свой язык и культуру, — рассказала главный специалист министерства образования и науки региона Ирина Кравченко.
Во время практической части форума педагоги провели мастер-класс для воспитанников детского сада.
Кроме того, работала ярмарка произведений декоративно-прикладного искусства мастеров Хабаровского края. Писатели-дальневосточники провели встречи с читателями, во время которых рассказали о своих книгах, в том числе и написанных на родных языках коренных малочисленных народов. Состоялись выставки и выступления народных коллективов, участники форума побывали на экскурсии в селе Сикачи-Алян.