Обсуждение законов и как они на практике работают в предпринимательской среде – тема, которая на ВЭФ обсуждается довольно активно. Для этого на форум ежегодно приезжает и генеральный прокурор России. Так почему же это так важно и не только для бизнес-сообщества? И при чем тут правовая безграмотность? На эти и другие вопросы «АИФ-Дальинформ» ответила Элина Сидоренко, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей».
Проблемы нельзя замалчивать
– Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинофрм»: Элина Леонидовна, вы уже не первый раз участвуете в ВЭФ в качестве спикера на правовых сессиях. Есть ли какие-нибудь изменения в понимании важности повышения юридической грамотности у бизнес-сообщества? Или все-таки еще плаваем в этой сфере и люди, открывая предприятия и делая первые шаги в бизнесе, мало понимают, что действительно надо как-то прикрывать свою спину в юридическом плане?
– Элина Сидоренко: Вы знаете, мне кажется, главное, это то, что сегодня на ВЭФ мы видим ситуацию, когда организаторы начали понимать важность рассмотрения юридических вопросов. И сегодня это очень хороший тренд, что мы наконец осознанно идем в направлении того, что не может экономика существовать без хорошей правовой основы. На протяжении всего ВЭФ-2021 поднимались злободневные юридические вопросы, разбирались проблемы. И мне кажется, что такого количества предложений, связанных с реформированием действующего законодательства в пользу бизнеса, еще не было никогда. Самое главное, что мы начали говорить не только об изменении федерального законодательства, что в принципе является таким уже общеизвестным трендом, но много было моментов, связанных с совершенствованием регионального законодательства именно с учетом специфики Дальнего Востока как федерального округа опережающего экономического развития. И это крайне важно.
Контрольный перегиб
– К примеру, вы участвовали в сессии с начальником отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генеральной прокуратуры России Дмитрием Даниловым, чьи подчиненные как раз курируют направление бизнеса. Я в своей работе очень часто сталкиваюсь с тем, что контролирующие органы либо бездействуют в отношении каких-либо нарушений одного из предпринимателей, чем нарушают, по сути, права других. Либо, наоборот, очень часто контролеры, дабы воздействовать на бизнес, вводят в заблуждение прокуратуру. И тут возникает вопрос. Понятно, что прокуратура ограничена своими надзорными рамками, и они не специалисты в узкой сфере, поэтому вынуждены доверять специалистам контролирующих органов. Но все же, как вы думаете, можно ли этот дисбаланс привести в порядок?
– Начну с того, что сегодня существенно качественно возросла надзорная деятельность прокуратуры, то есть если раньше мы больше говорили о каких-то, может быть, порой формальных моментах, то сегодня за каждое свое действие прокуратура несет довольно серьезную ответственность, каждый ее сотрудник. Более того, сегодня четко прослеживается и всеми признается ориентир прокуратуры на защиту предпринимательского сообщества, в том числе от необоснованного административного и силового давления. А что касается вопроса, который вы задали, то, действительно, ключевой и очень важный момент, на который следует обратить внимание, – имеющийся в России функционал уполномоченных и общественных организаций по защите прав предпринимателей, который у нас довольно активно развит и обладает достаточным весом, но почему-то далеко не всегда реализуется в субъектах. А связано это как раз с тем, что предприниматель, который столкнулся с административным давлением, по сути, не всегда даже понимает, как ему действовать, куда обращаться за защитой своих интересов. Хотя просто должен знать, что есть орган, где на высоком профессиональном уровне ему должны дать бесплатную консультацию относительно того, как он может минимизировать последствия. Кроме того, уполномоченные по защите прав предпринимателей наделены правом в отдельных случаях в интересах предпринимателя обращаться в контролирующие и надзорные органы, что на сегодняшний день положительно меняет практику отношений между госструктурами и бизнесом. И нам необходимо продвигать этот алгоритм в работе общественных организаций и аппарата уполномоченных.
– От чего зависит успех работы этого алгоритма?
– Мы должны четко понимать существующие правовые механизмы, которые сегодня государство и бизнес-сообщество предоставляет на бесплатных основаниях. И самое главное – в основу надо брать не адвокатов в первую очередь, а именно те структуры, которые уже встроены в систему правозащиты и наделены некоторыми полномочиями для того, чтобы с мнением их экспертов считались, в том числе и прокуратура. Вот если мы создадим для предпринимателей этот симбиоз – обращение к компетентному органу, встроенному в систему, тогда надзорные и курирующие органы будут к этому относиться с гораздо большим вниманием.
Помощь бизнесу важна
– Аппарат уполномоченных по защите прав предпринимателей довольно активно привлекает специалистов в налоговом законодательстве. А как быть с другими контролирующими органами, например Ростехнадзором, Росприроднадзором, ветеринарными службами и так далее?
– Вокруг уполномоченных создается специальная система специалистов, мнение которых чрезвычайно важно, но надо понимать, что конечным носителем этой информации для подачи ее правоохранительным органам должны быть, несомненно, сами уполномоченные. Поэтому здесь должен быть очень четкий и жесткий фильтр, то есть любая экспертная оценка должна подвергаться оценке непосредственно самих уполномоченных. С другой стороны, я могу отметить, что наша платформа «За бизнес» уже столкнулась с ситуациями, когда, чтобы решить проблему, мы вынуждены поднимать ее на самом высоком уровне. Поэтому надо эту практику формировать, надо понимать: если ты знаешь, какие механизмы существуют, тебе гораздо проще спланировать логистику в части работы с предпринимателями.
– У платформы хорошая база. И вы набираете опыт, на основе которого можно выявлять недоработки в законодательстве.
– Абсолютно так. Мы формируем практику, к нам очень часто обращаются субъекты с законодательной инициативой, депутаты, деловые объединения, которые формируют свои идеи. Мы их рассматриваем, принимаем в рамках так называемых законотворческих чтений, а после подвергаем серьезному анализу с точки зрения распространенности этого явления. Насколько предлагаемый проект может изменить ситуацию? Яркий пример – сессии на ВЭФ-2021, на которых мы дали свое заключение по законопроекту, связанному с внесением изменений в статью 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Мы понимаем, что сегодня сплошь и рядом сталкиваемся с этой проблемой, но фактически уголовных дел в России нет. Можно сказать, статья мертвая. В 2020 году 33 возбужденных дела и 5 приговоров.
Знания – сила
– На ВЭФ-2021 отдельная сессия была посвящена правовой грамотности бизнесменов, особенно начинающих. А как вы оцениваете качество подготовки юристов в России?
– Увы, подготовка крайне плохая, но, к счастью, сегодня была объявлена, так скажем, охота на коммерческие организации, не готовящие юристов, а печатающие дипломы. И сегодня есть очень хорошая система стандартизации, с альтернативным видением от ведущих вузов страны. И то, что мы готовим сегодня юристов в вузах с хорошей историей, это действительно серьезно повышает качество обучения. Но, с другой стороны, к сожалению, не до всех вузов доходит, что юрист не должен быть просто юристом. У нас сегодня юрист – это человек, который должен еще обладать дополнительными компетенциями. Это и экономика, цифровизация и даже политология, чтобы понимать, где и как проявляет себя юридическая работа. Бизнес тоже должен иметь возможность развиваться и знать азы юриспруденции, необходимые ему для защиты своих интересов от каких-либо административных барьеров или давления. Но главное – знать, что только своевременное обращение за помощью поможет избежать тяжелых последствий и что для этого есть целая система общественных организаций и аппарат уполномоченных.