Примерное время чтения: 17 минут
748

В зоне особого внимания, или какие проблемы мучают Дальний Восток

Уже несколько раз за очень короткое время Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов посещает ДФО с рабочим визитом и всегда в поездке обязательно проводит встречи с населением. С какими проблемами чаще всего обращаются дальневосточники и какие решения в итоге принимаются? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «АИФ-Дальинформ» ответил начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Дмитрий Данилов.

Проблемы одни на всех

– Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинофрм»: Дмитрий Юрьевич, Дальневосточный федеральный округ является территорией стратегического экономического развития, где реализуется множество национальных и федеральных проектов. Какая была дана оценка по итогам посещений регионов реализации этих проектов на территории ДФО? Какие проблемы существуют? Являются ли они системными в масштабах всей страны или имеются региональные особенности? Какие предложения и указания будут даны для исправления сложившейся ситуации?

Дмитрий ДаниловПравовое сопровождение национальных проектов является приоритетным направлением прокурорского надзора на ближайшие годы, поскольку они призваны повысить уровень жизни людей и обеспечить их благополучие. На защиту прав граждан и интересов добросовестных хозяйствующих субъектов, обеспечение сохранности бюджетных средств нас ориентирует руководство страны и лично Генеральный прокурор Игорь Викторович Краснов.

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов за полгода несколько раз посетил Дальний Восток. Фото: Генеральная прокуратура РФ

Особое значение придаётся реализации мероприятий в рамках национальных проектов на Дальнем Востоке, ведь развитие именно этого региона объявлено президентом Российской Федерации национальным приоритетом до конца XXI века.

Мерами прокурорского реагирования удаётся не только жёстко пресекать хищения и иные злоупотребления, но и своевременно их предотвращать, что иногда даже важнее.

Как показывает практика, факты игнорирования требований законодательства допускаются практически на всех этапах выполнения национальных проектов. К примеру, в Магадане мы столкнулись с простоем дорогостоящего медицинского оборудования, приобретённого в рамках национального проекта «Здравоохранение». В Забайкальском крае по постановлению прокурора почти на 26 млн рублей из-за несоблюдения обязательств по контракту оштрафован исполнитель работ в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Приморском крае и Магаданской области по материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела в связи с предъявлением к оплате фиктивных документов о фактически невыполненных работах по благоустройству (национальный проект «Жилье и городская среда»). На Чукотке благодаря прокуратуре власти выделили 200 млн рублей на ремонт автодорог.

Как видите, механизм прокурорского реагирования позволяет обеспечивать действенную защиту прав и законных интересов государства, организаций и граждан при реализации национальных проектов. Увы, но нарушения, выявляемые в ходе надзорных мероприятий, носят типичный характер для большинства регионов страны.

Безусловно, не оставлены без прокурорского внимания территории опережающего развития на Дальнем Востоке и свободный порт Владивосток.В декабре текущего года планируется завершить проверку исполнения Минвостокразвития России законодательства в сфере развития территорий
с преференциальными экономическими режимами, а также правомерности расходования бюджетных средств на их создание.

Эти и другие вопросы были затронуты в ходе выезда Генерального прокурора Российской Федерации в Амурскую область в ноябре 2021 года. Данные им поручения по активизации надзорной деятельности и обеспечению законности на территории макрорегиона в настоящее время реализуются.

Игорь Краснов провел личный прием граждан
Игорь Краснов проводит личный прием граждан Фото: Генеральная прокуратура РФ

Строительный бум без строителей

– Для жителей ДФО, особенно проживающих в отдалённых районах, остро стоит вопрос формирования нового жилищного фонда и переселения из ветхого жилья. Причина –— отсутствие строительных мощностей в регионах, что сказывается не только на строительстве жилья, но и дорог, а также исполнении государственных контрактов. Какой выход из сложившейся ситуации видит Генеральная прокуратура?

– На постоянном контроле прокуроров в Дальневосточном федеральном округе находятся вопросы обеспечения граждан доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами. Прокуроры жёстко пресекают нарушения в указанной сфере. Например, в текущем году в Забайкальском крае по требованию региональной прокуратуры удалось не допустить отставания от графика при строительстве двух многоквартирных домов в рамках программы переселения. По результатам рассмотрения губернатором Забайкальского края представления выплачены субсидии на приобретение жилья 91 семье и покупке квартир 25 семьям. В Амурской, Сахалинской областях, Чукотском автономном округе, Забайкальском крае по требованию прокуроров органами местного самоуправления организовано обследование специализированными организациями около 600 ветхих многоквартирных домов.

После прокурорского вмешательства в Приморском крае завершено строительство двух жилых домов для 136 жителей посёлка Хасан, подлежащих переселению из аварийных зданий. В Хабаровском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях десяткам семей взамен помещений, непригодных для дальнейшего проживания, предоставлены квартиры, отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Особое внимание уделяется соблюдению прав граждан при расселении из непригодного жилья, созданного в ходе промышленного освоения территории Сибири и Дальнего Востока. По результатам выезда Генерального прокурора РФ в Амурскую область прокурору региона поручено принять исчерпывающие меры реагирования для восстановления прав граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.

– Жители БАМа и северных территорий, надо отметить, особо нуждаются в новом жилье.

– Именно поэтому сейчас активно проводятся проверки достаточности финансирования и законности расходования финансовых ресурсов, выделенных на реализацию региональной подпрограммы переселения из аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, госпрограммы доступного и качественного жилья. Кроме того, для комплексного решения проблемы Генеральной прокуратурой Российской Федерации Правительству Российской Федерации предложено рассмотреть вопрос о расширении оснований для расселения из непригодных строений. Проект необходимого правового акта подготовлен и проходит процедуры согласования.

Необходимо отметить, что в зоне нашего внимания находится и надзор за обеспечением транспортной доступности регионов для населения. Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает участие в работе правительственной комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. В ходе состоявшегося в сентябре заседания комиссии был отмечен рост цен на строительные материалы, который может негативно сказаться на выполнении работ в утверждённые сроки. Поэтому прокурорам ряда регионов было поручено с привлечением подразделений ФАС, ФСБ и МВД проверить исполнение законодательства в части формирования стоимости инертных материалов, необходимых для объектов Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Особое внимание будет обращено на выявление фактов её завышения и заключения антиконкурентных соглашений.

Кроме COVID, есть другие проблемы

– Реализация национальных программ по здравоохранению в большинстве регионов ДФО двигается с препятствиями. Так, например, в медицинских кругах и среди пациентов, страдающих онкологией, давно уже обсуждается необходимость создания федерального онкологического центра, входящего в состав сильного НИИ. Как Генеральная прокуратура по итогам поездки оценила состояние дел в здравоохранении и какая работа планируется с Минздравом России для улучшения качества оказываемых услуг?

– Начнём с того, что Генеральной прокуратурой организован еженедельный мониторинг ситуации в сфере здравоохранения в целом по стране. Сегодня, в условиях пандемии, это направление надзора жизненно актуально. Генеральный прокурор России лично контролирует решение вопросов лекарственного обеспечения по стране, выплаты стимулирующих надбавок медикам, своевременную закупку необходимых препаратов для лечения тяжёлых орфанных заболеваний как детей, так и взрослых. Большинство поступивших в центральный аппарат Генпрокуратуры России жалоб в этой сфере разрешается с докладом Генеральному прокурору о результатах. Наша задача — оперативно дать правовую оценку выявленным нарушениям и добиться их фактического устранения в кратчайшие сроки, потому как вопросы жизни и здоровья людей не терпят отлагательства.

Один из примеров. В Бурятии по иску прокурора восстановлены права ребенка-инвалида 1-й группы, страдающего редким генетическим заболеванием: минздрав региона возместил семье денежные средства на проведение генетических обследований в сумме 122 тыс. рублей. В Еврейской автономной области судом удовлетворены требования прокурора по обеспечению онкобольного дорогостоящим препаратом «Ленватиниб». В этих же регионах по инициативе прокуроров на закупку лекарств и медикаментов для льготной категории граждан во втором полугодии 2021 года выделено более 400 млн рублей. По требованию прокурора г. Южно-Сахалинска в ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова» отремонтирован компьютерный томограф стоимостью 55 млн рублей. И это лишь незначительная часть работы моих коллег на данном направлении надзора в ДФО.

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов посетил основные предприятия региона
Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов в Амурской области посетил основные предприятия региона. Фото: Генеральная прокуратура РФ

С 2019 года в стране реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», в рамках которого проводится широкий комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы, инфраструктурные преобразования, совершенствование схем маршрутизации пациентов. Одним из основных мероприятий федерального проекта является оснащение или дооснащение медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. Наряду с этим на территории Дальневосточного федерального округа осуществляется строительство и реконструкция объектов, специализирующихся на диагностировании и лечении онкологических заболеваний. В целом оказание высокотехнологичной медицинской помощи при онкологических заболеваниях осуществляется в медицинских организациях 8 из 11 субъектов ДФО. В случае невозможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи на территории округа пациенты направляются в иные медицинские организации, в том числе федерального подчинения. Немаловажно, что в регионах ДФО предусматривается предоставление компенсации стоимости проезда к месту лечения, само лечение осуществляется за счёт средств федерального бюджета и ОМС.

 

Тем не менее не буду лукавить – далеко не везде созданы условия для своевременного оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В ряде случаев имеет место дефицит врачей, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь детям с онкогематологическими заболеваниями.

Для исправления сложившейся ситуации генеральным прокурором президенту Российской Федерации направлена информация о проработке вопроса создания детского федерального онкогематологического центра, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь, услуги по реабилитации и обучению детям, проживающим в регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Кроме того, по итогам рабочего визита в Благовещенск Игорь Викторович взял под личный контроль разрешение проблемы нехватки узкопрофильных специалистов (включая врачей-онкологов) в системе здравоохранения Амурской области. Генпрокуратура с привлечением Минздрава России проведёт соответствующую проверку.

Что не утонет, то сгорит?

– Проблематика паводковых и пожароопасных сезонов в ДФО стоит очень остро. Как Генеральная прокуратура оценила на месте действия региональных властей в части предотвращения и ликвидации последствий ЧС?

− Вынужден с сожалением констатировать, что уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления зачастую не принимают необходимые меры по предотвращению соответствующего негативного воздействия. Негативное влияние на защиту населения от воздействия вод оказывает ненадлежащее обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Прокурорами пресечены многочисленные факты несоблюдения обязательных требований при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте гидротехнических сооружений, отсутствия контроля за показателями их состояния, недостаточного создания реальных финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий, ремонта и содержания объектов. Кроме того, вскрыты вопиющие факты халатности при строительстве гидротехнических сооружений.

В целях предотвращения последствий паводков требуется своевременно и в полном объёме производить расчистку водоёмов, на эти цели выделяются необходимые денежные средства, однако в ряде случаев подрядчиками работы не выполняются. К примеру, по муниципальным контрактам на проведение аварийно-спасательных работ по расчистке русла крупнейшей реки юга Приморья – Раздольной – и при сооружении защиты от подтопления Южного округа
г. Хабаровска местными администрациями оплачены невыполненные или выполненные некачественно работы на многомиллионные суммы. По материалам прокурорских проверок возбуждены и расследуются уголовные дела о мошенничестве и злоупотреблении чиновниками должностными полномочиями. Ещё одна приоритетная государственная задача – защита граждан от негативных последствий природных катаклизмов. Из-за несовершенства механизма правового регулирования пострадавшие граждане столкнулись с проблемой отказа в выплатах компенсации за утраченное имущество по причине отсутствия регистрации по месту жительства. Поскольку люди находятся в сложной жизненной ситуации, прокуроры ориентированы на срочное принятие мер реагирования по всем случаям невыплат соответствующих компенсаций, включая подачу исковых заявлений в суды. Данная проблема особенно актуальна для Амурской области, поскольку последние три года регион страдает от наводнений.

Безусловно, важнейшей функцией государства является также обеспечение пожарной безопасности. В ДФО наибольшие масштабы пожаров зафиксированы в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Хабаровском краях, Магаданской области, Чукотском автономном округе. Здесь огнем пройдено более 9 млн гектаров. Прокуроры принимают меры реагирования по всем фактам нарушений противопожарного законодательства. После вмешательства прокуроров лесопожарные станции дополнительно оснащаются необходимыми техникой и оборудованием, увеличивается их штатная численность.

К сожалению, несмотря на принимаемые меры, состояние законности на данном направлении нельзя однозначно назвать удовлетворительным. Прокурорами пресекались вопиющие факты бездействия органов и учреждений лесного хозяйства. Например, неисполнение обязанностей руководителем тушения лесных пожаров в Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия) привело к увеличению площади возгорания с 50 гектаров до 7 тыс. гектаров. По материалам прокурорской проверки следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело о халатности. Закупленная в Магаданской области специализированная техника фактически не использовалась, поскольку своевременно не была зарегистрирована и не передавалась в ведение лесохозяйственного учреждения. Нарушения устранены только после вмешательства прокуратуры. Имели место и другие нарушения, на которые мы реагировали.

Контроль не для галочки

– Открытость регионов для инвесторов и особые экономические условия диктуют новый подход в работе с бизнесом. Тем не менее деятельность контролирующих органов не всегда направлена на сохранение интересов государства и больше напоминает карательный характер, что часто себя не оправдывает. По-прежнему высок и уровень бюрократии. Какую работу Генеральная прокуратура проводит для снижения бюрократических препятствий, особенно в зонах ТОР на территории ДФО?

− Как уже было отмечено, развитие Дальневосточного федерального округа является первоочередной государственной задачей. Руководством страны выделяются огромные финансовые ресурсы для успешного функционирования входящих в его состав регионов, привлечения инвестиций, сокращения административной нагрузки на бизнес, в том числе со стороны контролирующих структур. Для создания благоприятных условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности используются специальные режимы их осуществления. Значительные преференции предоставлены резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. С учётом важности проблематики Генеральный прокурор лично провёл встречи с представителями бизнес-сообщества в Благовещенске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, на островах Курильской гряды.

На личных приемах Генеральному прокурору жители ДФО, как правило озвучивают одни и те же проблемы. Фото: Генеральная прокуратура РФ

Указанный формат взаимодействия показал общность проблем, с которыми сталкиваются предприниматели независимо от региона и осуществляемой деятельности. Речь идёт об административном давлении, волоките органов власти, невозможности получения гарантированных выплат, истребовании излишних документов, необоснованных проверках контролирующих органов, неисполнении государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед добросовестными хозяйствующими субъектами.

По всем поступившим в ходе таких мероприятий обращениям проведены проверки, приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, права предпринимателей восстановлены. Во всех регионах ДФО прокурорами приняты меры по пресечению незаконных проверок субъектов предпринимательской деятельности.

К примеру, принципиального реагирования в Магаданской области и Республике Саха (Якутия) потребовали случаи проведения федеральными и региональными органами государственного контроля незаконных проверок без согласования с прокурорами.

– Тем не менее предпринимательское сообщество все чаще жалуется именно на контрольные органы и чрезмерность проверок.

– Говоря о карательном характере деятельности контролирующих органов, стоит отметить, что в этом году вступил в силу новый закон о государственном контроле. Генпрокуратура России активно участвовала во всех стадиях его принятия – от разработки концепции в Минэкономразвития России и до обсуждения в комитетах Государственной Думы. На снижение административного давления контролёров направлены новеллы закона, касающиеся вопросов профилактики нарушений обязательных требований и развития риск-ориентированного подхода. Внеплановые мероприятия по контролю по шести из девяти предусмотренных законом основаниям могут быть проведены только по согласованию с прокурором.

Важной составляющей работы прокуроров является надзор за соблюдением моратория на планирование проверок малого бизнеса.В результате своевременного их исключения из проекта сводного плана плановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей только на Дальнем Востоке за последние два года почти 25 тыс. хозяйствующих субъектов избавлены от избыточного внимания контролирующих органов. За этот же период из рассмотренных прокурорами в округе более 11 тыс. заявлений о проведении внеплановых мероприятий отказано в согласовании в каждом третьем случае.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации на системной основе проводится работа по ликвидации административных барьеров для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития. Как я уже отметил, в настоящее время проводится проверка Минвостокразвития России на предмет законности расходования бюджетных средств, выделенных на обустройство территорий опережающего социально-экономического развития, включая своевременное строительство объектов их инфраструктуры. По её результатам будут сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и работы на этом направлении.

В ходе завершённой в текущем году проверки прокурорами на местах выявлены и приняты меры к устранению свыше 900 нарушений закона, касающихся несоблюдения специального режима осуществления контрольно-надзорной деятельности, порядка предоставления публичных услуг, льгот и преференций. Выявлены недостатки в нормативном регулировании. По инициативе прокуроров почти 200 правовых актов приведены в соответствие с законодательством. После прокурорского вмешательства в Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях завершено строительство объектов инфраструктуры (дорог, газопроводов, коммунальных сетей), в региональных бюджетах предусмотрены средства на такие мероприятия в объеме около 1 млрд рублей. В связи с хищениями и иными преступными посягательствами на бюджетные средства инициировано уголовное преследование в ряде субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы подчеркнуть, что благополучная экономическая среда служит залогом соблюдения социальных прав граждан, обеспечения условий их комфортной жизни. Главная задача для нас – это защита законных интересов общества и государства, оперативное восстановление прав граждан. От добросовестной работы прокурора зачастую зависят не только их социальный комфорт, но и жизнь. Нередко именно мерами прокурорского реагирования удаётся заставить уполномоченные органы делать свою работу без волокиты и формализма, реально решать наболевшие проблемы, помогать людям в трудных жизненных ситуациях. Работа в этом направлении ведётся ежедневно, поступательно, интенсивно. Мы находимся в постоянном развитии и поиске необходимых правовых решений для насущных проблем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах