Примерное время чтения: 4 минуты
62

Трутнев провёл заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики

Хабаровск, 24 июня - АиФ-Дальинформ.

На заседании обсудили вопросы модернизации производственных мощностей судостроительных и судоремонтных организаций, развитие транспортных коридоров с использованием Северного морского пути и его акваторий, создание международной арктической станции «Снежинка», программа кластерного освоения месторождений твёрдых полезных ископаемых в Арктической зоне РФ.

«Разрыв экономических связей с недружественными западными странами привёл к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на Восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Оценочно уже сегодня дефицит провозных мощностей Восточного полигона в 2022 году превышает 100 млн тонн. Северный морской путь может и должен частично взять на себя возросшую транспортную нагрузку», – отметил Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Для развития инфраструктуры Северного морского пути предусмотрено строительство 37 судов, включая ледоколы проекта 22220 и проекта «Лидер». Два из них, ледокол «Арктика» и «Сибирь», уже построены и работают на трассе Севморпути. В ноябре планируется сдача серийного универсального атомного ледокола «Урал».

По информации госкорпорации «Росатом», для обеспечения устойчивой эксплуатации Северного морского пути необходимо предусмотреть строительство дополнительно 6 ледоколов, а также 16 аварийно-спасательных судов и судна атомного технологического обслуживания. Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка ещё 32 транспортных судов ледового класса.

Обсуждалось строительство газовозов и танкеров-челноков. В частности, 15 газовозов запланированы к постройке на судоверфи «Звезде». В планах – строительство дополнительных судов для транспортировки продукции инвесторов по Севморпути.

Минпромторг России представил предложения по содействию предприятиям судостроения. Так, министерством прорабатываются меры господдержки судостроения и судоремонта не только с помощью госпрограмм, но и на основе других механизмов. Например, по линии Фонда развития промышленности выдается льготный заем на реализацию инвестиционных проектов, целью которых является, в том числе, и развитие производственных мощностей предприятий.

Фото: Официальный сайт полномочного представителя президента РФ в ДФО

Было внесено предложение по разработке «пилотного» проекта по установлению «нулевой» ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики. Одно из условий «пилота»: предприятия судоремонта в этих регионах должны выполнить встречные обязательства по сохранению численности работников и модернизации своих мощностей.

Обсуждали развитие существующих и формирование новых транспортных коридоров с использованием Северного морского пути. Как напомнил Юрий Трутнев, сейчас продолжается работа по развитию международного транспортного коридора «Европа – Арктика – Азия», который свяжет Белоруссию, Калининград, Санкт-Петербург и Мурманск с Петропавловск-Камчатским и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предполагает комплексное развитие морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта Арктической зоны Российской Федерации, а также модернизацию портов Мурманск, Архангельск, Индига, Диксон, Певек, Сабетта, Дудинка и Тикси.

На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения. Станция будет располагаться в Нефритовой долине ЯНАО и станет первым в мире научно-образовательным комплексом, который работает на водородной энергетике.

«Мы рассчитываем, что этот проект станет своеобразным аналогом МКС в Арктике. Изучение арктического климата и окружающей среды остается важной стратегической задачей, решение которой требует масштабной кооперации. Россия, значительная часть которой расположена в высоких широтах, заинтересована в проведении прорывных исследований в Арктике, и станция «Снежинка», безусловно, внесёт свой вклад в изучение этой климатической зоны», – заметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Участники заседания обсудили кластерное развитие месторождений твёрдых полезных ископаемых в АЗРФ. Такое объединение участков недр в горнопромышленные кластеры позволит создать крупнотоннажные участки недр с относительно невысокими содержаниями металлов в рудах, а единая обеспечивающая инфраструктура позволит минимизировать капитальные затраты на освоение месторождений и повысить их эффективность.

Было отмечено, что объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 2021 году составил около 34,9 млн тонн. Это почти на 2 млн тонн больше, чем в 2020 году, когда было перевезено 32,9 млн тонн. При этом положительная динамика сохраняется: по предварительным оценкам, объём грузопотока по Северному морскому пути за первое полугодие 2022 года может вырасти на 5-7% по отношению к первому полугодию 2021 года. К 2024 году планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока до 80 млн тонн и повышения суммарной мощности портов на Северном морском пути – до 83 млн тонн в 2024 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах