Аргументы и Факты
hab.aif.ru
Хабаровск
Аргументы и Факты
hab.aif.ru
Хабаровск
Примерное время чтения: 11 минут
1016

Петров пост: что можно и что нельзя есть с 16 июня по 11 июля 2025 — по дням

Среди множества духовных подвигов, освящённых Церковью, особое место занимает Петров пост — пост Пятидесятницы, апостольский пост, Петрово говение. Этот пост — не просто временное воздержание, но жертвенное приношение, устремлённое к подвигу первоверховных апостолов Петра и Павла, ко дню их славного воспоминания, который празднуется 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот период благоговейного очищения начинается спустя неделю после Дня Святой Троицы — в понедельник после девятого воскресенья по Пасхе — и продолжается вплоть до самого предпраздничного дня. Продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней, ибо начало его связано с подвижной Пасхой.

Петров пост не столь суров, как Великий, но в нём сокрыта великая сила очищения, обновления и духовного преображения. Он несёт в себе древнейшую христианскую традицию, устремлённую к примеру апостольского мужества и самоотречения. Это не просто внешняя аскеза, но и внутреннее восхождение к свету евангельской истины, как некогда апостолы постились и молились, готовя себя к великой миссии — благовестию всему миру.

Откуда пошла традиция блюсти Петров пост, какие виды пищи дозволено вкушать в его период, а какая еда возбраняется — разбираемся по порядку в материале hab.aif.ru.

Историческая справка

Корни Петрова поста восходят ко временам ранней Церкви. Ещё в III веке святой Ипполит Римский в «Апостольском предании» свидетельствовал о существовании этого поста как способа восполнения того, кто по немощи не смог исполнить строгости Великого поста. Он ещё не носил апостольского имени, но уже почитался временем духовного очищения после пасхальных праздников.

В более поздние века пост стал напрямую связываться с подвигом апостолов Петра и Павла. Сочинение IX века «О трёх четыредесятницах», приписываемое Анастасию Синаиту, говорит о том, что изначально пост продолжался до Успения Пресвятой Богородицы. Однако со временем, ради снисхождения к человеческой немощи, июльская часть поста была выделена отдельно — так возник Успенский пост, а Петров пост стали завершать ко дню памяти апостолов.

Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

Особое значение Петров пост приобрёл после возведения храмов в честь апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. День их освящения, 29 июня (12 июля), совпал с литургическим воспоминанием святых апостолов, и этот праздник ознаменовался духовным торжеством как на Востоке, так и на Западе. Подвиг поста стал для христиан способом благоговейной подготовки к величию этого дня.

На Руси первое упоминание о Петровом говении содержится в «Уставе белеческом» митрополита Георгия Киевского в XI веке. Этот документ не только описывает нормы поста, но и подчёркивает глубокую духовную строгость: полный отказ от мяса и молока, многочисленные поклоны, молитвы и умеренность даже в дозволенном.

Народное благочестие также придавало Петрову посту особое значение. Канун поста, называемый Всесвятским, Яишным, Качальным или Русальским заговеньем, сопровождался луговыми гуляниями и хороводами, символизирующими прощание с весельем и переход к тишине и молитве. Так начинался путь вглубь сердца, путь внутреннего очищения, устремлённый ко Христу.

Правила Петрова поста: что дозволено есть, а что — нет

Петров пост не столь строг, как Великий или Успенский, но всё же требует благоговейного соблюдения. В течение всех его дней исключаются из рациона мясо, молочные продукты и яйца. Рыба разрешается, за исключением среды и пятницы, когда предписано воздержание даже от неё.

Понедельники, вторники, четверги допускают употребление рыбы и растительного масла. Среды и пятницы остаются днями особого поста — желательно воздерживаться даже от растительного масла. Зато суббота и воскресенье озаряются литургическим светом: разрешено вкушение рыбы и вина.

Мясо, в том числе популярный летом шашлык, во время Петрова поста предписано исключить из рациона.
Мясо, в том числе популярный летом шашлык, во время Петрова поста предписано исключить из рациона. Фото: «АиФ-Урал»/ Настасья Боженко

Если же в постный день выпадает храмовый праздник, правила смягчаются: даже в среду или пятницу может быть дозволено растительное масло и рыба. Однако если праздник приходится на строго постный день, полного отменения поста не происходит — лишь послабление, дабы радость праздника не нарушила духовной стройности поста.

Сам день святых апостолов Петра и Павла не входит в пост — он уже вне его границ. Тем не менее, если он совпадает со средой или пятницей, сохраняется постный дух, с некоторыми послаблениями. Так Церковь соединяет духовную радость и благоговейную память с трезвением и вниманием к своей душе.

К рыбе требования менее строгие - есть её можно, но лишь по определённым дням.
К рыбе требования менее строгие — есть её можно, но лишь по определённым дням. Фото: freepik.com/ Timolina

Духовный смысл поста

Петров пост — это пост радости. Он следует за светлым праздником Пятидесятницы, как отблеск Божественного огня, сошедшего на апостолов. Он — не время скорби, но время тихой, мирной аскезы. Это не покаянный траур, как в дни Великого поста, но сосредоточенная подготовка к встрече с духовным наследием святых Петра и Павла.

Если Великий пост — это восхождение с Христом на Голгофу, то Петров пост — восхождение с апостолами на проповедническое служение. Он зовёт к деятельной вере, к труду во славу Божию, к исповеданию истины в повседневной жизни. Здесь не столько плач о грехах, сколько пробуждение сердца к делу, к слову, к молитве, исполненной огня и мира.

Духовное напряжение поста, несмотря на внешнюю мягкость, глубоко и требует не меньшей ревности. В это время христианин взывает к дару апостольской мудрости и мужества, желая сораспяться апостолу Петру в верности, и сопроповедовать апостолу Павлу в истине. Это пост действия, а не только отрешения, пост труда на ниве Христовой.

Фото: православная энциклопедия «Азбука веры»

Народные представления, обычаи и запреты в первый день Петрова поста

Народное сознание восприняло Петров пост как духовную границу между весёлым временем весенне-летних праздников и серьёзным, трудовым временем жатвы и сенокоса. Вечер накануне поста сопровождался обрядами, хороводами и гуляниями, в которых символически провожали весёлое время, называя день «Русальским заговеньем», «Крапивным», «Яишным» — как прощание с изобилием, с животной пищей, с шумом и суетой.

В Центральной и Южной России верили, что тот, кто соблюдает Петров пост, получает помощь Божию в хозяйственных трудах. Пост воспринимался не как ограничение, но как благословение на урожай, на лёгкий сенокос, на здоровье скота и обильные дожди в пору жатвы. Он как бы примирял человека с природой, давал душевный лад и кротость.

Существовало поверье, что даже мухи в Петровку трудятся не на себя, а «на панов», а с Успенского поста — уже «на себя». Так народ выражал идею, что время Петрова поста — это служение, работа не ради собственной выгоды, а как духовное делание.

В первый день Петрова поста народные приметы пророчат: если с утра туман — день будет солнечным. Обилие росы предвещает богатый урожай, а дождь сулит множество грибов. Верующие устремляются в храм — молиться, каяться, испрашивать помощи Божией. Благотворительность в этот день считается особенно важной — ведь апостолы учили не только словом, но и делом любви.

Фото: freepik.com/ Standret

На столе появляется первый постный ужин. В понедельник дозволено вкушение рыбы, однако исключаются мясо, яйца, молочные блюда. В это время особенно важно не только очищение тела, но и отрешение от суеты — прекращают безмерное пребывание у гаджетов, телевизоров, возвращаются к тишине, чтению духовной литературы, общению в семье. Церковный устав запрещает венчания в этот день, как и во всё время поста — ведь пост требует духовной сосредоточенности, а не веселья.

Благоговейный путь к апостольскому празднику

Петров пост — путь, ведущий к духовной зрелости, к апостольскому примеру, к праздничному воспоминанию великих учителей Церкви. Вступим же в него с верой, кротостью и надеждой, не по обычаю, но по любви ко Христу, Который «вчера и сегодня, и во веки Тот же».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах