За шесть дней мошенники убедили 51‑летнюю жительницу Хабаровска в том, что от ее имени оформляют заем для финансирования противоправной деятельности и ей грозит обвинение в совершении особо тяжких преступлений. Для «спасения» женщина взяла кредит и передала 2,7 миллиона рублей тем, кто обещал помочь избежать тюремного срока. А после заняла еще 500 тысяч у знакомой. Лишь после того, как аферисты прервали с хабаровчанкой связь, она поняла, что попалась в ловушку, и обратилась в полицию, где завели уголовное дело. Злоумышленников ищут, им грозит до десяти лет лишения свободы.
Это довольная свежая история, которую рассказали журналистам в пресс-службе краевого УМВД. Таких примеров правоохранители могут привести много. За последние восемь месяцев в Хабаровске зарегистрировали более трех тысяч преступлений, совершенных при помощи информационно-телекоммуникационных технологий. «АиФ-Дальинформ» узнал, как не пополнить этот список.
«Мама, я попал в беду»
Если десять лет назад самыми уязвимыми были пенсионеры и люди пожилого возраста, то в современном мире в зоне риска находится абсолютно каждый. Потерпевшими становятся дети и взрослые, студенты, безработные, предприниматели, госслужащие.
— Достаточно часто регистрируются случаи мошенничества при покупке и продаже различных вещей через интернет или аренде жилья, — говорит заместитель начальника УМВД России по Хабаровску — начальник полиции Артем Поляков. — Еще одна схема ‒ через сервисы для знакомств. Переписываешься с девушкой, а она предлагает сходить либо в театр, либо на другой концерт. И присылает ссылку для покупки билетов, после заполнения формы деньги списываются со счетов.
Звонят под видом сотрудников ФСБ, Центробанка, МВД и любых других ведомств, сообщают о возможном открытии уголовного дела, выставлении вашей квартиры на продажу, оформлении кредита.
Одна из самых известных схем — «Алло, мама, я попал в беду». Мошенники представляются близкими родственниками и вводят в шоковое состояние, сообщая об аварии и необходимости срочного перевода средств на операцию.
Украсть пытаются и персональные данные. Сюда входят пароли от соцсетей или «Госуслуг». Раздается звонок: «У вас подходит к окончанию срок действия договора на оказание услуг связи. Его необходимо продлить». Когда жертва соглашается, ей присылают пароль, если назвать его, аферисты получают доступ к данным на портале, включая привязанные банковские счета и документы, которые помогут оформить на вас кредиты или обмануть других людей.
Счастье любит тишину
Как не стать жертвой мошенника?
— Мы всегда советуем не отвечать на звонки с незнакомого номера. Необходимо просто сбросить и заблокировать его, — объясняет Артем Поляков. — Если вам кто-то предлагает пройти по ссылке, скачать какое-то программное обеспечение, приложение, смысл которого вы не понимаете, ‒ не делайте этого. Велика вероятность занесения вредоносной программы на ваше устройство.
Лучше оставлять меньше «цифровых следов». Не отправлять сканы документов в родительские, домовые и другие чаты.
— Ставьте сложные пароли на страницы в социальных сетях и в других мобильных сервисах. При возможности подключайте двухфакторную аутентификацию. Через нее гораздо сложнее подобраться к вашим аккаунтам, — добавляет собеседник.
Не делай добра
Мошенники могут попытаться сделать вас соучастником преступления, сыграв на вашей доброте.
— Как-то мне звонит знакомая и говорит, что к дочери ее друзей в торговом центре подошла незнакомая пара, молодые люди попросили перевести деньги на счет взамен на наличку. Возник вопрос о возможных последствиях. Девушку могли использовать для нелегальных перечислений денежных средств, полученных криминальным путем, чтобы запутать правоохранительные органы, — делится старший специалист специальной группы по связям со СМИ хабаровского УМВД Кирилл Блинов.
Помогать незнакомым людям в такой ситуации нельзя ни в коем случае. Есть риск самому стать преступником.
Стать сообщником аферистов можно и в поисках легкого заработка. Часто людям предлагают завести банковскую карту и передать в пользование другому человеку за небольшую оплату. Если карту использует мошенник, ее владелец будет нести ответственность за украденные средства и возвращать их пострадавшему.
Правоохранители призывают: будьте бдительны. Перепроверяйте и уточняйте информацию даже у друзей и близких, если они просят о помощи. Устно договаривайтесь о проверочных словах или выражениях. И обязательно учите этому своих детей и пожилых родителей.