Примерное время чтения: 5 минут
971

Сложный возраст подростка можно упростить, уверен хабаровский психолог

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "АиФ-Дальинформ" №36 02/09/2015
С подростками надо уметь разговаривать
С подростками надо уметь разговаривать www.russianlook.com

  Начало нового учебного года готовит родителям и детям, как всегда, что-то неизведанное и непредсказуемое. Если с младшими школьниками и учащимися среднего звена более или менее всё понятно, то с подростками, напротив…

  Взрослеющий организм и неустойчивая психика преподносят учителям и родителям достаточно сюрпризов. А тут ещё выпускные и экзамены. Что же делать взрослым с взрослеющими детьми в школе и дома? Отвечает на этот и другие вопросы Игорь Любачевский, клинический психолог отделения амбулаторной психотерапевтической помощи Хабаровской краевой психиатрической больницы,постоянный эксперт «АиФ-Дальинформ».

Недовзрослые

  Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»:- Игорь, так что же это за люди такие - подростки?

  Игорь Любачевский: - Для меня этот возраст самый великолепный и самый отвратительный. Великолепен он тем, что склонен к индивидуальности и протесту, а отвратителен - в хорошем смысле, конечно же, теми реакциями и проявлениями ещё не взрослых, но уже не детей. На самом деле как бы ни реагировали подростки, все эти реакции являются частью возраста. В их человеческом опыте ещё не так много того, на что можно было бы опираться. Чему научились, тем и живут.

  Очень важно для подростка чувство зрелости, то есть: «Я уже взрослый! Я не могу ничего делать как взрослый - не могу зарабатывать деньги, жить один, но я уже могу говорить об этом, и могу требовать к себе такого отношения».

  А в семье и в школе отношение к подросткам остаётся как к детям. «Мои детишки», говорят часто учителя 9-11-классникам, это нехорошо. Если педагог воспринимает взрослых мальчишек и девчонок как детей, они и ведут себя в итоге как дети. То есть садятся на шею. Зачем что-то делать самому, если за тобой ухаживают, за тебя всё сделают: в школе бегают, что-то придумывают. Дома жалеют, таскают еду, говорят: «Сыночек, ты устал - полежи, отдохни, а я постираю за тебя носочки», и так далее.

  Подростку для взросления необходим опыт. А опыт он будет получать, только беря на себя ответственность. И он хочет эту ответственность получать, но при отношении к подростку, как «недовзрослому», желание к развитию, способность к построению взрослых отношений придавливается. Заметьте, когда ребёнок начинает разговаривать с родителями или учителями как взрослый - отстаивать своё мнение, говорить, что они не правы, его тут же осекают. Но он будет всё равно это делать. Ведь самая важная задача развития подросткового возраста, помимо взросления - отделение от взрослых. То есть, отделяясь от других, подросток становится самостоятельным. А для того, чтобы отделиться, ему порой необходимо протестовать, драться, быть агрессивным и несговорчивым.

Рискованное положение

  - Как учителям относиться к протесту?

  - Это всегда самая сложная тема. С начальными классами и средним звеном для учителей всё понятно: младшие школьники очень любят своих учителей, средние пока ничего не понимают. И родители, и педагоги оказываются в одном и том же положении - рискованном и сложном. Им приходится взрослеть вместе с подростком. Понимать, что перед тобой уже не мальчик и девочка, а те, с кем можно говорить порой на равных. Давать им задания, спорить. А взрослый ученик уже может что-то знать, доказывать свою точку зрения, и быть услышанным.

  В этой ситуации педагогам и родителям нужно быть просто тактичными, и это лучшее лекарство от конфликтов. Родители ведь больше всего боятся конфликтов и непослушания. Но нужно бояться нарушенных отношений. Как только нарушаются отношения, мы становимся глухи к своему ребёнку, и подросток чувствует себя одиноким.

  Именно в одиночестве, не физическом, а эмоциональном, случается больше всего подростковых суицидов. Единственным вариантом для него «крикнуть» о том, как ему плохо, - покончить с жизнью или выбрать рискованное поведение. Иногда хулиганство подростка в школе значит, что у него не всё благополучно в семье, либо в душе.

  Здесь нужно помнить о правиле Маленького принца: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Не важно, как часто мы ругаемся с подростком, важно после ссоры договориться и помириться. Если ты с ними поддерживаешь отношения, не стоит от них отворачиваться, когда им плохо.

  - Существуют ли правила построения хороших отношений с детьми такого возраста?

  - Для родителей и педагогов есть несколько правил. Первое - если возникает конфликтная ситуация, она обсуждается с глазу на глаз с подростком. Никогда не выносится на широкий круг. Основная ошибка родителей и учителей - критицизм и обесценивание старшеклассника, которое происходит публично. У ребёнка в этом возрасте очень высокий уровень стыда, который сказывается на учебной мотивации и на отношениях. То же самое нужно делать, когда ребёнок доверяет нам что-то личное и важное. Нужно обсудить это только с ним, и дать совет.

  Второе правило - к подростку нужно находить подход. Родителям надо вспомнить себя в этом возрасте, чтобы не строить морализаторских отношений. Типа: «Ты не должен так одеваться, так ходить, так говорить. Почему ты накрасилась, почему у тебя такая яркая помада на губах».

  А педагогам придётся стать подростками вместе с учениками. Не устраивать панибратства, скорее, смотреть на них через призму своего опыта, пытаться их понимать и быть рядом там, где требуется. Включать иногда юмор, понимать их шутки, понимать, что личностные границы подростков не совсем сформированы, и тактично к этому относиться.

  Ещё важно взрослому быть живым - не бояться экспериментировать и делать что-то вместе, доверять организацию внеклассных мероприятий. Очень популярно сейчас делить класс на команды и вместе выполнять одно задание.

  Учителя видят маску подростка учебную, родители - домашнюю. А истинное лицо, которую он носит всегда, не замечают. Попробуйте стать взрослеющему ребёнку другом, которому небезразличны мысли и чувства подростка, и он быстро раскроется и станет вам доверять.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах