Кикшеринг, или, проще говоря, прокат электросамокатов появился в Хабаровске в конце апреля по инициативе мэра города Сергея Кравчука. Хабаровчане успели оценить новый сервис, и далеко не всегда положительно. На электросамокатах часто ездят дети, выскакивая на проезжую часть, и это уже приводило к тому, что они оказывались под колесами. Выезжают на дороги и взрослые.
Однако больше всего достается прохожим в прогулочных зонах: летом бульвары стали гоночными треками самокатов.
Инициатива мэра
«Проект реализуется на средства частного бизнесмена по инициативе мэра Хабаровска Сергея Кравчука и при содействии Совета по предпринимательству», – неоднократно отмечается на сайте администрации Хабаровска.
Еще до того, как предприниматель Сергей Гувва запустил сервис самокатов, с подачи мэрии прошла информационная кампания в его пользу. На сайте администрации размещена серия материалов, где говорится о том, что «новшество, по мнению бизнес-сообщества, должно позитивно отразиться на многих сферах жизнедеятельности», «на начальном этапе намечено сдавать в аренду 200 экологичных самокатов на электрическом ходу, развивающих скорость до 22 километров в час», «активную поддержку сервису оказывают бизнес и администрация города».
![](https://aif-s3.aif.ru/images/023/463/6a05373453655ff341b9edd52e1082f0.jpg)
Вопросы безопасности пользователей сервиса не затрагивались, однако сохранность самих самокатов проработана тщательно.
«Большинство вопросов, касающихся запуска, уже отработано: полиция уведомлена, налажено взаимодействие с охранным предприятием, решены вопросы зарядки устройств. Все закупленные экологичные устройства передвижения по городу снабжены GPS модулем, который позволит обнаружить скутер в любой точке краевой столицы», – сообщает мэрия.
Высказался по этому вопросу и сам Гувва.
«Фиксировались попытки хищения самокатов. Хочу напомнить, что средства передвижения являются частной собственностью, а пользование ими без платы или попытка украсть могут привести к уголовному делу», – сказал он пресс-службе мэрии.
Скутер без возраста
Сейчас прокат работает в самых густонаселенных Центральном и Индустриальном районах. В теории, чтобы взять самокат, нужно установить на смартфон приложение и ввести данные банковской карты, с которой будет списываться оплата за каждый час катания. Подразумевалось, что пользоваться сервисом будут взрослые, но хабаровчане нашли множество способов обойти это условие. Кроме того, нередко взрослый берет самокат и отдает его ребенку. Кто именно пользуется скутером, никто не проверяет – на пунктах их аренды никаких представителей компании-арендодателя нет. Шлемы, к слову, также не выдаются.
Помимо того, что взять самокат может кто угодно, что с ним можно, а чего нельзя делать с точки зрения безопасности, неизвестно: Правилами дорожного движения это не регламентировано. Нередко это приводит к ДТП.
Самый серьезный случай произошел аккурат в День защиты детей. 1 июня в районе арены «Ерофей» электросамокат арендовал местный житель. Его взяла 12-летняя дочь мужчины, стала на нем кататься и врезалась в велосипедистку, в результате чего получила травмы.
По результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело.
«Задержан владелец пункта проката средств передвижения, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (организация оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью). По версии следствия, владелец пункта проката организовал оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей: не провел для них должным образом инструктаж по эксплуатации электомопеда, не обеспечил их средствами индивидуальной защиты, не принял мер, исключающих наезд электромопеда на препятствия и других людей», – сообщает СУ СК РФ по Хабаровскому краю и ЕАО.
![Пункты проката электросамокатов действуют в Центральном и Индустриальном районах.](https://static1-repo.aif.ru/1/e7/1800734/5fcdb5936099a26a295c41a1005e52ef.jpg)
Велосипедист на самокате
В Правилах дорожного движения вопрос с электросамокатами не урегулирован. В частности, не решено, в какую категорию попадает это устройство.
«Сейчас если человек на электросамокате допускает столкновение с пешеходом на проезжей части дороги, то это является ДТП, а если столкновение произошло в общественном месте, то несчастный случай (причинение вреда по неосторожности). Управляющий электросамокатом на данный момент приравнивается к велосипедисту, а не к водителю, следовательно, он не имеет права ездить по проезжей части дороги. Если они пересекают проезжую часть на нерегулируемом перекрестке, то необходимо спешиться. В целом на них распространяются правила такие же, как и на велосипедистов. Можно ехать в крайнем правом ряду только при отсутствии велодорожки», – сообщила старший инспектор отделения пропаганды УГИБДД по Хабаровскому краю Ольга Голубева.
В действительности же можно наблюдать противоположную картину. Электросамокаты маневрируют по дорогам.
«Катаюсь на самокате уже больше месяца, очень удобно в вечернее время подрабатывать курьером доставки еды. Мне нравится ездить по проезжей части дороги, так как хочется скорости, а на тротуаре боюсь кого-нибудь сбить из прохожих. Основные правила дорожного движения я знаю, но водительских прав у меня нет», – рассказал студент вуза Валерий.
![Прокуратура проводит проверку пунктов аренды электросамокатов.](https://static1-repo.aif.ru/1/a2/1800735/0ba85aaed685e521dbf12f787a4a97cf.jpg)
«Электросамокатчиков сложно вовремя увидеть на дороге, так как они могут резко появляться «из ниоткуда», при этом развивают достаточно большую скорость. Естественно, не всегда возможно отреагировать своевременно на такую помеху, что и приводит к аварийным ситуациям. Они не понимают всю степень ответственности и опасности, и когда выезжают на проезжую часть, и когда ездят по тротуару», – рассказал соучредитель «Содружества автоперевозчиков и автовладельцев» Сергей Кудряшов.
Однако вопросы безопасности в Хабаровске пока что остались без ответов.
Тем временем, прокуратура проводит проверки пунктов проката электросамокатов в Индустриальном и Центральном районах.