Примерное время чтения: 5 минут
463

Пьяные и без прав. Самокатчиков предлагают учить и штрафовать

Электросамокаты несут опасность для всех других участников движения.
Электросамокаты несут опасность для всех других участников движения. / Андрей Никонов / личный архив

В самом центре Хабаровска на тротуаре в горожанина Юрия, спешившего на работу, врезались сразу два электросамоката. К счастью, обошлось без серьезных травм. Но проблема остается: электросамокаты, с приходом тепла снова заполонившие городские улицы и выезжающие на дороги, несут опасность для всех других участников движения – и автомобилистов, и пешеходов, и велосипедистов.

Это единственное транспортное средство, представляющее угрозу для окружающих, но практически не предусматривающее ответственности для его водителя. Тот, кто управляет самокатом, сейчас не обязан даже знать правила дорожного движения. Пробел решили восполнить Депутаты Государственной думы РФ.

Врезались дважды

«Утром я спешил на работу. Приближение самоката не заметил, понял, что произошло, только когда оказался на земле. В меня влетела женщина на самокате, мы оба упали. Но не успел я оглядеться, как в нас врезался второй самокат. На нем тоже ехала женщина, она отвлеклась. Обе тут же встали, отряхнулись, и, стараясь не смотреть на меня, быстро уехали.

Я тоже встал. Заметил, что порвал новую куртку. Пошел на работу, хромая. Нога сразу болела. Вечером на месте удара обнаружил большую ссадину. Нога распухла. Болит, прихрамываю, когда хожу», – рассказал хабаровчан Юрий Л., пострадавший от самокатчиков в самом центре Хабаровска.

В Дмитрия К. на Уссурийском бульваре не врезались: успел отпрыгнуть в сторону в последний момент.

«Даже не знаю, как я его заметил – подкрался незаметно. Но зато потом долго смотрел, как уезжает, и понял, что он очень пьян – вихлял и в стороны уклонялся», – говорит Дмитрий К.

И как минимум пара подобных историй есть в запасе практически у каждого горожанина: в лучшем случае от самоката на тротуаре удавалось увернуться и удачно объехать резко вылетевшего под колеса на дороге.

И это теплый сезон только начинается. В прошлом году с апреля по ноябрь произошло не поддающееся исчислению количество происшествий с самокатами. В том числе, получили травмы дети.

Сценарий почти во всех случаях один: врезавшись в человека, самокатчик убегает с места ДТП. Иногда бросив самокат, а иногда прямо на нем.

И никакой ответственности в большинстве случаев не несет. Его просто не могут найти.

5 тысяч за побег

Проблема существует не только в Хабаровском крае, но и по всей стране. По данным полиции, в прошлом году после столкновения с самокатами в России погибли 19 человек. Всего зафиксировано 941 такое происшествие, и их количество растет с каждым годом (в 2019 году – 142, в 2020 – 410, в 2021 – 672).

Когда проблема только появилась, в законодательстве был на счет самокатов большой пробел. Он постепенно заполняется: определены допустимая скорость и территории для движения. Однако ответственность самокатчиков и требования к ним на дороге по-прежнему практически отсутствуют.

Депутаты Государственной думы РФ выступили с пакетом поправок в закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» (закон о регистрации ТС), которые могли бы способствовать решению проблемы.

Как сообщают «Известия», они предлагают обязать ставить электросамокаты на учет в течение 10 дней и получать на них регистрационные номера, а также ввести наказания за нарушения ПДД.

За управление незарегистрированным самокатом предлагают ввести штраф в размере 500–800 рублей. За повторное нарушение – 5 тысяч рублей.

За оставление места ДТП и управление в состоянии опьянения предлагают штраф 5 тысяч рублей, за повторную езду в нетрезвом виде – арест на срок 10–15 суток.

За движение в неположенных местах предлагают штраф в 2 тысячи рублей, за проезд на красный свет – 1 тысячу рублей (а повторно – 5 тысяч рублей). Если самокатчик не предоставил преимущество пешеходу или велосипеду, предлагается штрафовать его на 1,5 – 2,5 тысячи рублей.

Законопроекты направлены на получение отзыва в правительство.

Школа самокатчика

Поправки, если будут приняты, действительно решат ряд проблем с самокатами. Но некоторые важные нюансы пока остаются за кадром.

По мнению общественника из Хабаровска Андрея Никонова, помимо ответственности за уже допущенные во время движения нарушения, для управления электросамокатом должны быть введены соответствующие права, которые должны выдаваться после обучения и экзамена в автошколе, как и при управлении любым другим транспортным средством.

«У водителей самокатов нет знания правил дорожного движения и понимания необходимости их соблюдать. Ответственность за вождение самокатов без знания ПДД нигде не предусмотрена, прав на управление ими нет, и ничто не мешает любым образом нарушать ПДД, в том числе, и выскакивать на дороги в сильно нетрезвом виде.

Обязательно нужно ввести права отдельной категории, например, юношеской – допустим, А-1, – для управления электросамокатами. И ограничение по возрасту – например, с 14 лет», – говорит руководитель общественной организации «Дело Жизни» Андрей Никонов.

По его мнению, разрешено движение самокатов должно быть только в строго отведенных для этого участках.

«Сейчас самокаты выезжают на дороги. Это должно наказываться, если не хотим резко увеличить количество дорожных происшествий, в том числе с необратимым исходом. Двигаться самокаты должны только в отдельной выделенной полосе вдоль пешеходных дорожек, ограниченной от людей бордюром.

Сейчас их нет, но те предприниматели, кому выгодны самокаты в городе, должны решать этот вопрос об их организации с администрацией города. Надо добиваться, чтобы они появились», – говорит Андрей Никонов.

Еще одна большая проблема – разбросанные по всему городу самокаты.

«Это средство передвижения, столь неудобное для всех окружающих, очень доходно для предпринимателей, сдающих их в аренду. Но кроме дохода должна быть и ответственность. Если ввести штрафы за разбросанные по дворам, и парковкам, и дорогам арендные самокаты, предприниматели будут заинтересованы в том, чтобы организовать и парковки, и систему отслеживания самокатов и того, как и где они припаркованы», – говорит Андрей Никонов.

А как сейчас?
– На средствах индивидуальной мобильности допускается перемещаться со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса электротранспорта не должна превышать 35 кг. – Движение электросамокатов будет регулироваться специальными дорожными знаками, разрешающими, ограничивающими или запрещающими перемещение. – При совместном передвижении пешеходы получают приоритет. – Выезжать на электросамокатах на правый край проезжей части дорог можно только, если: – управляющему самокатом больше 14 лет; – на дороге разрешено движение велосипедистов, а максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч; – самокат оборудован фарой спереди, звуковым сигналом, тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам. (Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах