Примерное время чтения: 15 минут
285

Природа vs экономика. Защиту экологии Арктики обсудили на выставке «Россия»

Фото организаторов

По мере того, как Россия осваивает арктические земли, особую важность приобретает задача сохранить хрупкую и уникальную экосистему заполярных территорий. Вопрос экологической ответственности бизнеса стал основополагающим на панельной сессии «Сохранение экологии как приоритет в развитии Арктических территорий и Севморпути», которая прошла на выставке «Россия» в рамках Дня Дальнего Востока и Арктики. О чём говорили эксперты и к каким выводам они пришли, рассказывает «АиФ-Дальинформ».

Выявлять и устранять риски

С 2019 года Арктика вошла в сферу ответственности реорганизованного Минвостокразвития. Как отметил директор ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» Михаил Кузнецов, регион имеет не только общероссийскую, но и общемировую значиимость. Главный вектор политики министерства, подчеркнул эксперт — технологическая подготовка хозяйственной деятельности в Арктике и сведение её рисков к нулевым и околонулевым показателям.

«В ближайшие годы нас ждёт бурный рост объёмов перевозок по Севморпути. Прежде всего это углеводороды, затем подтягиваются другие виды полезных ископаемых, хоть и в гораздо меньших объёмах. Дальше подойдёт транзит грузов. Всё это вместе будет создавать огромные возможности — десятки триллионов налоговых поступлений, рост ВРП арктических регионов, новые рабочие места. Но это и огромная экологическая нагрузка», — заявил Кузнецов.

Небрежное природопользование способно нанести непоправимый вред арктической фауне.

Среди ключевых рисков эксперт выделил разливы топлива и выбросы от судоходства. Кроме того, регион может пострадать в результате аварий при реализации проектов по недропользованию, столкнуться с загрязнением отходами, которые формируются при северном завозе, а также подвергнуться радиационному загрязнению. Этот перечень, уточнил директор «Востокгосплана», далеко не исчерпывающий. При освоении Арктики предстоит также бороться с нелегальным промыслом, минимизировать вред для коренных малых народов Севера и предотвращать столкновения судов, число которых вырастет на фоне экономического подъёма.

Комплекс предложений по риск-менеджменту в Арктике, разработанный специалистами «Востокгосплана» и представленный на сессии, включает в себя пять основных пунктов. Первыми в списке идут разработка системы ответственного судоходства и создание единой системы государственного экомониторинга.

«Сейчас всё разрозненно: у компаний своё, у государство своё. Нужно объединить эту систему и на основе единых научных методов её эксплуатировать», — предложил Кузнецов.

Оставшиеся предложения включают в себя утилизацию ядерного топлива, модернизацию флота и совершенствование законодальства в сфере охраны окружающей среды. Работа по этим направлениям уже ведётся, но нуждается в дальнейшем совершенствовании. Отдельно директор «Востокгосплана» выделил необходимость разработки системы по мониторингу вечной мерзлоты: «Мы видим скорость оттаивания только верхнего слоя, но не видим всю полноту картины. Для её создания нужны большие технологические усилия компаний, работающих в Арктике».

На страже природы — закон и общественность

Чтобы экономическое развитие Арктики не вредило её природе, необходима высокая ответственность бизнеса, для чего в законодательстве должны быть установлены соответствующие рамки. Как рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере использования природных ресурсов Генпрокуратуры РФ Юрий Александров, вопросы освоения Арктики включены в стратегию пространственного развития России, в связи с чем обеспечение баланса экологических и экономических интересов является приоритетной задачей. Для прокуратуры первостепенное значение играет законность механизмов, которые используются для удовлетворения этих интересов.

«Арктика — территория масштабных проектов, в первую очередь ориентированных на добычу, переработку и транспортировку природных ресурсов. Во взаимодействии с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики Генпрокуратурой контролируется реализация программы лицензирования месторождений Арктической зоны, проектов производства сжиженного природного газа, освоения нефтяных месторождений и угольных проектов», — отметил представитель надзорного органа.

В кооперации с общественниками и заинтересованными органами власти представители надзорного ведомства систематически выявляют и пресекают нарушения природопользования.

Также прокуроры систематически дают оценку тому, как действующие недропользователи исполняют законы в экологической сфере. Под контролем находится широкий спектр вопросов: начиная от анализа, как предприятия влияют на окружающую среду и заканчивая выяснением, соблюдают ли они требования промышленной безопасности. Чтобы не допустить загрязнения водного фонда Арктики, пресечь неправомерное использование недр и обеспечить условия для утилизации отходов, ведомство применяет меры реагирования.

«На этом направлении работы достаточно, поэтому стараемся действовать на упреждение и в единой связке с органами контроля. Мы открыты к диалогу и взаимодействию», — заключил Александров.

Защищать Арктику помогают не только государственные органы, но и неравнодушные активисты. Так, в Красноярском крае на протяжении многих лет функционирует общественная организация «Экологически чистый и свободный от коррупции край». Одно из важнейших направлений её деятельности — контроль над состоянием реки Енисей, которая впадает в Северный Ледовитый океан.

«В водоём часто попадают отходы и текут на север, что способно нанести непоправимый ущерб арктической зоне. Недавно произошёл разлив в Богучане, нечистоты сливают сельхозпредприятия, очистные сооружения в Назарово. Потом колоссальные ресурсы тратятся на то, чтобы это почистить», — рассказал председатель организации Павел Гудковский.

За экологическим состоянием Енисея ведётся наблюдение как с земли, так и с воздуха при помощи БПЛА.

Как отметил общественный деятель, в регионе растёт число активных граждан, которые сообщают обо всех фактах экологических нарушений на Енисее в природоохранные органы — а те, в свою очередь, оперативно применяют меры реагирования.

«Институт общественных экологов с каждым годом крепнет и получает новые полномочия, чтобы эффективнее вести взаимодействия с компетентными органами. На данный момент насчитывается порядка 300 патентованных общественных инспекторов. Мы работаем с прокуратурой, ФСБ, Следственным комитетом. Пройти обучение и аттестоваться помогают территориальное управление Роспотребнадзора, министерство лесного комплекса и министерство экологии края. Вступайте в общественные инспекторы!» — призвал Гудковский.

Зачем нам препятствуют в развитии Арктики

При освоении арктических территорий Россия сталкивается не только с внутренними, но и внешними вызовами. Как отметил заслуженный эколог, экс-председатель Арктического совета Андрей Пешков, международная борьба за влияние в Арктике не просто продолжается, а обостряется и приобретает новые формы. В стратегии национальной безопасности России большая глава посвящена непосредственно экологической безопасности.

Международное сотрудничество в регионе, отметил эксперт, Россия организовывает с целью отстоять геополитические интересы и приобрести максимальные выгоды. Он провёл параллель арктических морей с «холодильником», определяющим биопродуктивность на земном шаре, и «кладовой», которую страна начала постепенно осваивать с использованием новых технологических достижений и благодаря потеплению глобального климата. Такие природные богатства стали приманкой для западных стран, которые в 1990-е и 2000-е годы, пользуясь ослаблением положения России на геополитической арене, начали «связывать ей руки» — в том числе под предлогом экологической защиты региона.

«Мы получаем доступ и к транспортным путям, и к расследованию и разработке природных ресурсов. Россия занимает 42% площади Арктики. Существенную роль на любые движения играют две организации — Арктический совет и Совет Баренцева Евро-Арктического региона. Из последнего Россия вышла, поскольку работать дальше было невозможно, в Арктическом совете состоит до сих пор», — напомнил Андрей Пешков.

Под предлогом ликвидации «белых пятен» на карте загрязнений, Запад проводил в России исследовательскую работу, результаты который часто носили необъективный характер.

Хотя решения в Арктическом совете применяются на консенсусной основе, часто политика органа — в особенности рабочей группы ACAP, которая занимается предотвращением загрязнений — является ангажированной по отношению к России. В качестве примера Пешков привёл список «горячих точек», представляющий собой перечень наиболее опасных мест с экологической точки зрения.

«Список формировался с 2003 года и в него включены 42 точки только на территории России. При этом процедура включения в список наши соседи разработали, а исключения — нет. И только в 2009 году при российском председательстве был поставлен вопрос о процедуре исключения „горячих точек“ из списка», — рассказал он.

Практически за всё время существования Арктического совета, подчеркнул Пешков, экологические мероприятия формировались под давлением западных партнёров. Навязывалось решения задач, в том числе на территории Российской Федерации, в которых наша страна не могла преследовать национальную выгоду. Также сыграли роль международные некоммерческие организации, которые «позволяли себе шалить», что обернулось убытками на миллиарды рублей.

Для решения проблем на международном уровне эксперт предложил перейти от пассивной роли в Арктическом совете к усилению активности в группах АМАР и АСА, что в конечном итоге позволит рассчитать экономические последствия и потребовать компенсацию ущерба экосистемам Арктики. Также требуется привлечь специализированные структур ООН и БРИКС к реализации программ устойчивого развития АЗРФ, в основу которых лягут системные природоохранные подходы.

Севморпуть безопасен

Драйвером экономического развития Арктики выступает Северный морской путь, важность которого для России ежегодно возрастает. Вокруг транспортной артерии появляется современная портовая инфраструктура, за развитие которой отвечает корпорация «Росатом». Чтобы минимизировать вред морской экосистеме и прибрежной зоне, применяются передовые системы мониторинга, о которых рассказал исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин.

В основе концепции обеспечения безопасности Севморпути лежит интеграция результатов, которые получают российские исследователи, с данными мирового экспертного сообщества. Работа ведётся с 2021 года в соответствии с требованиями законодательной и нормативно-правовой базы РФ и международными экологическими стандартами.

Прогнозируемый рост грузопотока Севморпути до 2035 года (в млн тонн). Расчёт ФАНУ «Востокгосплан».

«Для начала была проведена инвентаризация имеющихся данных методологии исследования. Особое внимание данным уделили данным Арктического совета. После того, как была проведена методология и определены „белые пятна“, на протяжении трёх лет проводился фоновый экологический мониторинг, приуроченный к источникам воздействия — это портовая инфраструктура и судоходные трассы. Всего наблюдение вели порядка 150 станций, на них было отобрано свыше тысячи проб морских вод, атмосферного воздуха, донных отложений и микроорганизмов», — поделился учёный.

Как показали результаты, на текущем уровне развития Севмпорпуть не оказывает существенное негативного влияние на морские экосистемы. В то же время, исследовательская работа будет продолжена. Для её максимальной эффективности необходимо наладить дальнейший диалог между научными сообществами, а также синхронизировать программу госмониторинга транспортной артерии с другими российскими и международными мониторинговыми программами.

Утилизировать нефтепродукты станет экологичнее

При реализации проектов с техногенными рисками многое зависит от желания бизнеса вкладываться в экологическую безопасность. Если предприятия ставят перед собой цель сделать объекты безопасными с точки зрения охраны окружающей среды, сводя риски к минимуму, то рождаются такие высокотехнологичные проекты, как перегрузочный комплекс нефтепродуктов на Камчатке.

Возведением комплекса занимается компания «Морской стандарт — Бункер» на базе причального сооружения в Петропавловске-Камчатском. При строительстве резервуаров ёмкостью 18 000 тонн проводятся исследования, призванные проанализировать, как объект повлияет на окружающую экосистему.

«В непосредственной близости от объекта находится одно из трех лежбищ сивучей в мире, расположенных в черте городской агломерации. Чтобы не повредить природной среде, нами выполнены оценка воздействия и исчисление вреда на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а также работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов», — поделился директор по развитию компании Борис Лаврентьев.

Причальный терминал в Петропавловске-Камчатском станет значительно безопаснее после ввода инновационного нефтерезервуара.

Хотя бережное отношение к экосистеме арктической зоны необходимо проявлять еще на стадии реализации проектов, непредвиденные происшествия могут возникнуть и непосредственно при эксплуатации инфраструктуры и судов — к примеру, хранящиеся в резервуарах нефтепродукты могут вытечь в окружающую среду. Отсюда возникает не менее важная потребность обладать технологиями очистки.

Разработкой соответствующих технологий занимается профессиональное аварийно-спасательное формирование «ГазСпасСервис». Летом 2023 года компания приняла решение об очистке полузатонувшего судна «Днепр» от нефтепродуктов. От корабля исходила серьёзная угроза загрязнения бухты Тикси — практически весь его корпус пошёл трещинами из-за высокой динамической нагрузки в связи с приливами и отливами.

«Наше предложение об очистке судна состоит из пяти этапов. Вначале из судна откачиваются нефтешламы. Далее происходит сепарирование нефтепродуктов и их очистка от загрязненной воды, после чего нефтепродукты передаются заказчику для последующего использования. Непригодные для переработки отходы подвергаются биодеструкции, а прибрежная территория проходит рекультивацию», — рассказал генеральный директор компании «ГазСпасСервис» Александр Кутепов.

Нефтепродукты будут храниться в шести вертикальных стальных резервуарах. Конструкция дна резервуарного парка выполнена из монолитного бетона, что позволит предотвратить утечки. Выдача нефтепродуктов из резервуаров хранения будет производиться через автомобильную эстакаду налива, благодаря чему сведён к минимуму риск вреда природе в результате возможных внештатных ситуаций.

Полная запись трансляции мероприятия доступна ниже.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах