Дети с инвалидностью, особенно с расстройствами психики, часто, вырастая, оказываются вычеркнутыми из жизни. Для того чтобы не допустить этого и помочь воспитанникам найти себя, в интернатах края уже несколько лет вводятся программы профессиональной подготовки. Практически с первого класса ученики начинают осваивать будущую профессию: кто – фермера, кто – повара. И к выпуску из интерната имеют не только специальность, но часто еще и работу – многих ребят готовы трудоустроить сразу после практики.
С марта список профессий расширится – теперь ученики с особенностями смогут стать сыроварами и маслоделами.
Фермер с первого класса
В школе-интернате №12 Вяземского района 8 лет идет проект «Агрошкола». Уже с пятого класса ученики – будущие фермеры – учатся доить коров, делать из молока сливки и сметану, печь хлеб. А с девятого класса – целевое профессиональное обучение.
«Отдельно после девятого класса мы набираем группу на профессиональное обучение по рабочей специальности «Животновод 3-го разряда». Уже в марте запускаем новые направления: сыроварение, маслоделие, а также выращивание рассады в гидропонике и аэропонике», – рассказала исполняющая обязанности директора школы-интерната №12 Светлана Магденко.
Для обучения новым профессиям интернат закупил новое оборудование для мастерских на 7,5 млн рублей.
«Специалисты-аграрии востребованы в нашем районе. Сейчас мы тесно работаем с фермерами, они очень охотно берут наших детей на работу. Еще во время обучения у детей есть работодатели. С девятого класса воспитанники выходят на практику, и за два года до выпуска предприниматели и фермеры, у которых они практикуются, успевают к ним присмотреться и выбрать будущих работников», – объяснила Светлана Магденко.
Для получения профессии есть ряд ограничений по здоровью, так что после 9 класса ученики проходят медкомиссию.
Повара при школе
В Хабаровске в интернате №4 воспитанники могут получить основы профессии штукатура-маляра, швеи, плотника, столяра и слесаря.
«Многим нашим детям, например, трудно с математикой, но они прекрасно работают руками. С первого класса они начинают изучать азы профессий на уроках труда. А уже с 6 класса мальчики учатся резать по дереву, осваивают профессию плотника, штукатура, токаря, девочки – шьют и готовят. После школы они продолжают обучение по выбранному направлению в техникуме», – рассказала директор школы-интерната №4 Ирина Жабицкая.
Девочки, которые выбрали для себя профессию швеи, работают в настоящем ателье: их туда возит преподаватель интерната.
Но большинство воспитанников выбирает профессию повара. В дальнейшем они смогут работать помощниками шеф-поваров.
«Свою будущую профессию я выбрала еще во время обучения в интернате. Мне всегда нравилось готовить. Сейчас я учусь в колледже и прохожу в родной школе практику. В дальнейшем хочу работать по профессии», – рассказала бывшая воспитанница школы-интерната №4 Полина.
В интернате проходил практику и другой выпускник, Илья Ярмаков. В итоге здесь и остался:
«Я окончил техникум по профессии повара, во время учебы проходил практику здесь, а после выпуска меня пригласили сюда уже на работу. И вот уже 2 года работаю. Сложности иногда бывают, но коллектив всегда помогает и поддерживает», – говорит Илья Ермаков.
Раньше в школе пробовали обучать барменов и официантов. Опыт оказался не очень удачным – от затеи пришлось отказаться.
«Наши дети учились делать кофе, и при этом пробовали его – а им это вредно. У некоторых воспитанников сложности с передвижением, что чревато и для себя, и для окружающих: можно, например, разлить кипяток. То же самое с ножами и вилками», – рассказала заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната №4 Ольга Батяева.
Еще в крае подобные программы обучения работают в школе-интернате №3 в Комсомольске-на-Амуре – там обучают растениеводству, и в школе-интернате №10 в Бикине – там готовят декораторов.