Юбилейный X Восточный экономический форум, прошедший во Владивостоке с 3 по 6 сентября, собрал тысячи участников из десятков стран мира. На полях ВЭФ Хабаровский край заключил соглашения на сотни миллиардов рублей и стал абсолютным лидером среди дальневосточных субъектов по объёму привлеченных инвестиций. Особое внимание в этом году было уделено транспортной инфраструктуре и горнодобывающей промышленности — направлениям, напрямую влияющим на долгосрочное развитие региона. Почему край не только подтвердил статус одного из ключевых центров Дальнего Востока, но и обозначил новые горизонты роста, рассказал в беседе с hab.aif.ru политолог Евгений Чадаев.
За десятилетие существования форума, отметил эксперт, Хабаровский край последовательно использовал эту площадку для презентации крупных проектов. Именно благодаря ВЭФ удалось обеспечить запуск ряда предприятий, развитие транспортных узлов и привлечение зарубежных инвесторов. Запуск новых производств, модернизация инфраструктуры и участие в трансграничных проектах позволили региону выйти на новый уровень. Чадаев подчеркнул, что речь идет не только о краткосрочных планах, но и о масштабных программах на десятилетия вперед.
«На каждом новом форуме край представлял тщательно проработанные проекты, которые сразу находили интерес у инвесторов. Многие из них быстро запускались в работу, давали налоговую отдачу и создавали тысячи рабочих мест. В этом и заключается главная ценность форума — он стал точкой старта для десятков стратегических инициатив региона. Такие проекты, как освоение Уссурийского острова или развитие прибрежных территорий, имеют долгосрочный мультипликативный эффект. Это миллионы тонн грузов, миллионы пассажиров и новые выходы на рынки Юго-Восточной Азии. Важно, что экономический голос Хабаровского края стабильно звучит на федеральной арене», — отметил он.
Одним из ключевых решений нынешнего ВЭФ стало подписание соглашения о создании кластера по добыче рудного золота на месторождении «Перевальное». Инвестиции в проект составят 40 млрд рублей, будет построена фабрика мощностью переработки до 1 млн тонн руды в год. Для северных территорий края это означает новые рабочие места и развитие инфраструктуры, а для всей России — укрепление золотого запаса.
«Золото — это символ экономического суверенитета. Каждая тонна добытого металла — это вклад в стабильность государства, его независимость от валютных колебаний и внешнего давления. Хабаровский край уже входит в пятерку ведущих регионов золотодобычи, и теперь позиции будут только усиливаться», — подчеркнул Чадаев.
Не менее важное внимание на форуме уделили транспортной отрасли. Президент России Владимир Путин дал старт работе новых объектов в Хабаровском крае: международного терминала аэропорта Хабаровск (Новый) и Тихоокеанской железной дороги. Эти проекты стали важнейшими элементами развития логистики, которая связывает Дальний Восток с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
«Хабаровский край традиционно находится в центре транспортных цепочек Дальнего Востока. Новый международный терминал и Тихоокеанская железная дорога — это не только связь с Азией, но и новые налоговые поступления, рабочие места и расширение возможностей для бизнеса. Такие проекты повышают стратегическую значимость региона», — отметил Чадаев.
По итогам форума можно констатировать, что Хабаровский край закрепил позиции флагмана Дальнего Востока. Эксперт отмечает, что потенциал региона во многом определяется успешным взаимодействием федеральных и краевых властей, а также поддержкой инвесторов.
«У Хабаровского края сильная команда управленцев, надежные партнеры и достойное место в экономике страны. За последние десять лет регион показал, что способен осваивать проекты на десятки миллиардов рублей, а в будущем речь уже идет о сотнях миллиардов и триллионах. Всё это стало возможным во многом благодаря Восточному экономическому форуму, который превратился в ключевую площадку развития дальневосточных территорий», — подвел итоги собеседник hab.aif.ru.