28 ноября 2025 года по православному календарю отмечается день памяти святых мучеников Гурия, Самсона и Авива. Церковный праздник сегодня соединяет верующих в созерцании подвигов древних страстотерпцев, чья верность Христу сияла среди суровых гонений. В продолжение многих веков Церковь вспоминает их мужество, непоколебимость перед лицом мучителей и ту особую духовную силу, которая являлась через их святые мощи, укреплявшие страждущих и просящих заступления. Память о Гурии, Самсоне и Авиве стала не только напоминанием о христианском стоянии перед язвами мира, но и утешением для тех, кто ищет поддержки в сердце, обращённом к Богу.
Житие святых мучеников Гурия, Самсона и Авива
Гурий и Самсон были уроженцами Едессы, одного из древних городов Сирии, где христианская вера рано укоренилась и приняла в себя многих исповедников. Когда начались жестокие гонения при Диоклитиане и Максимиане, оба удалились в безмолвные места за пределами города. Они проводили свои дни в молитве и наставлении тех, кто искал утешения и укрепления в вере. Их служение привлекло к ним немало людей, и скоро о подвижниках узнал правитель Антонин, который приказал разыскать проповедников и привести их на суд.
Гурия, Самсона и множество верующих захватили стражники и представили перед Антонином. Он приказал всем принести жертву идолам, однако никто не согласился нарушить исповедание Христа. Тогда мучитель повелел бичевать учеников мучеников и отпустить, надеясь поколебать их стояние через устрашение, а Гурия и Самсона заключил в темницу. Мучители стремились заставить их отречься, но подвижники не уклонялись от своего свидетельства, хотя пытки становились всё страшнее.
Вскоре в Едессу прибыл сановник Музоний, которому было поручено наблюдать исполнение императорских указов. Он потребовал привести христиан на допрос. После новых истязаний и пыток он вынес приговор, и в 304 году Гурия и Самсона обезглавили. Их тела погребли верующие, сохранив память о них для поколения будущего.
Спустя около пятнадцати лет пострадал в Едессе диакон Авив, служивший той же общине. Гонения при Ликинии были направлены главным образом против тех, кто распространял учение Христово. Когда стало известно, что искали и его, Авив сам явился к градоначальнику и твёрдо исповедал свою веру. Его подвергли мучениям железом, а затем огнём. В этих страданиях он предал душу свою Господу, что произошло приблизительно в 320 году. Его честное тело верующие погребли у мощей Гурия и Самсона, соединяя так их общую память.
Господь прославил мучеников множеством чудес, которые происходили при обращении к ним с молитвой. Особое удивление и благоговение вызывало происшествие, случившееся в 395 году, когда полчища гуннов вторглись в Сирию и Месопотамию. Едессе угрожала опасность, и в город ввели новые войска. Среди прибывших был воин по имени Готф, остановившийся в доме благочестивой вдовы Софии, жившей с дочерью Евфимией.
Готф увидел девицу и воспылал к ней страстью, прося выдать её замуж за него. София отказала, однако жених продолжал настойчиво добиваться согласия, уговаривая вдову ласковыми и лестными словами. Дойдя слухи о том, что у Готфа есть жена на родине, София спросила об этом напрямую, и он поклялся именем Божиим, что свободен. Поверив его словам, мать согласилась отдать Евфимию, уповая на Бога.

Когда враги отступили и войска возвратили назад, София проводила дочь до церкви святых мучеников и потребовала, чтобы Готф дал клятву, приложив руки к ковчегу с мощами, что не причинит супруге зла. Он дерзновенно поклялся пред святым ковчегом, уверяя, что будет хранить жену с честью. После молитвы София простилась с дочерью, а супруги отправились в путь.
Прибыв в свою страну, Готф нарушил данную при мощах клятву. Он сорвал с Евфимии лучшие одежды, облек её в рубище и объявил, что она будет рабой его жены, ибо у него есть семья. Евфимия в печали хранила надежду лишь на милость Божию и заступление святых мучеников.
Жена Готфа усомнилась, что перед ней рабыня, но муж уверял, что девица — пленница. Евфимия должна была повиноваться, и госпожа всё более тяготила её тяжёлыми работами. Когда Евфимия родила младенца, жена Готфа возненавидела ребёнка и отравила его. Увидев мёртвого сына, мать поняла, что произошло, и сохранила часть яда, впитавшегося в шерсть.
Спустя время Готф собрал пир, и Евфимия, подав чашу госпоже, выжала в неё яд с сохранённой шерсти, желая увидеть, правда ли виновна жена хозяина. Госпожа умерла той же ночью. Родственники, не ведая, что случилось, похоронили её, но через несколько дней решили, что виновна пленница. Они схватили Евфимию и бросили живою в гроб покойницы. В страхе и скорби она взывала к Богу и святым мученикам.
Внезапно пред нею предстали три светозарных мужа. Исчез смрад гроба, явилось благоухание, и мученики обещали ей скорое спасение. Во сне она была перенесена в Едессу к ковчегу их мощей. Когда наступило утреннее богослужение, Евфимия поняла, что находится в родном городе. Священник услышал её рассказ и призвал Софию. Мать и дочь обнялись со слезами, и многие, услышав их повествование, прославили Бога.
Через некоторое время войско опять двигалось к Едессе, и Готф, уверенный, что никто не узнал правды, явился к Софии. Однако мать обличила его перед родственниками и горожанами. Он не смог оправдаться и понёс заслуженное наказание. Так праведное заступление мучеников явилось вновь.
Приметы 28 ноября
Полное ведро у двери — к благополучию.
Глухой стук в окне — к скорым новостям.
Утренняя изморось — к удачному дню.
Неспокойный ветер — к дальней дороге.
Треск в печи — к важному разговору.

Птичий крик над домом — к переменам.
Громкий звон колокольчика — к радостному событию.
Яркие звёзды вечером — к добрым вестям.
Быстрое движение облаков — к встрече гостей.
Тихое мерцание лампады — к исполнению просьбы.
Что можно делать 28 ноября 2025 года
В церковный праздник сегодня верующие поднимают молитву к святым мученикам, вспоминая их стойкость и обращаясь к ним с просьбами о помощи. Богоугодным делом будет посетить храмы, где совершается служба в честь Гурия, Самсона и Авива. Молитвенное обращение принесёт в душу покой и укрепит желание следовать путём, который открывает человеку небесное утешение.

Добрым делом в этот день считается помочь тем, кто нуждается в внимании и поддержке. В благодарность Господу многие совершают дела милосердия. Особенно ценится сегодня участие в тихих домашних трудах, которые создают порядок и согласие в семье.
Также принято уделять время молитвенному чтению, открывать духовные книги и наполнять мысли благоговейными размышлениями. Верующие проводят день в тишине и сосредоточенности, отвлекая сердце от суетных забот. Поступки, совершаемые с добрым намерением, воспринимаются как благословенное продолжение древнего предания.
Кроме того, в этот день многие стремятся навестить родственников или близких людей, дабы укрепить гармонию в доме.
Что нельзя делать 28 ноября 2025 года
Не благословляется вступать в раздор или давать волю гневу. Старинная традиция строго предостерегает от ссор, потому что всякое ожесточение оставляет рану в душе. Дни памяти мучеников требуют мира, и всякий раздор словно омрачает священный покров праздника.
В этот день не совершают поступки, ведущие к обману, потому что ложь воспринимается как действие, противное правде, которую хранили святые. Обман разрушает доверие, на котором строится единение, и несёт с собой тень, чуждую благодати.
С особой строгостью древнее предание запрещает в этот день отказывать в помощи тем, кто обращается с просьбой. Черствость сердца проводит человека в мрак, где исчезает свет небесного утешения. Отказ от милости подобен закрытой двери, на пороге которой остаётся благословение.

Не благословляется впускать в дом нечистые намерения, жестокость или жестокие слова. В такие часы человек рискует утратить внутреннее равновесие, и над ним сгущается тягостная тень.
Также в этот день избегают начинаний, связанных с клятвами или важными обещаниями, потому что слово, данное без должной осторожности, может стать причиной больших испытаний. В древних преданиях часто напоминается, что нарушенная клятва ведёт человека к беде.
Наконец, недопустимо в церковный праздник сегодня хранить в сердце недоброжелательство или тайное уныние, ибо такие чувства стесняют внутренний мир и омрачают душу. Память мучеников требует чистоты сердца и твёрдости духа, который ограждает человека от невидимых опасностей.