Примерное время чтения: 8 минут
950

Особенный автоинструктор. Как общаться жестами за рулем?

Максим Зубенко / личный архив

Больше семи лет назад мужчина, став инструктором по вождению, даже не подозревал, что будет учить тех, кого в обществе принято считать особенными. Специально для общения с такими учениками Максиму тоже пришлось обучиться языку жестов.

Непростые знаки

По мнению Максима Зубенко, автоинструктор, как и любой преподаватель, не просто учитель, но ещё и психолог. Дорога для любого начинающего автомобилиста – это стресс, а для человека без слуха тем более. Видя, как тяжело особенным людям освоить навыки вождения, мужчина решил создать свою автошколу, в том числе для людей с физическими особенностями.

– Арина Проскурина, «АиФ-Дальинформ»: Максим, каким было ваше первое впечатление от работы с особенными людьми?

Максим Зубенко: Когда я только начал работать автоинструктором в одной из хабаровских автошкол, сразу же в первой моей группе оказались два особенных человека. Надо отметить, что процесс обучения глухонемого ученика и обычного ничем не отличается, да и время отводится для всех одинаковое – 3-4 месяца. Однако первым гораздо сложнее, чем вторым. Я это сразу понял и начал работать с ними, находя свои подходы. Сначала, естественно, было сложно. Ведь как достучаться до человека, который тебя не слышит? Пришлось начать учиться самому, для начала выучил самые простые жесты – добавить газа, остановиться, ограничение скорости и т.д. Самое сложное – это практическая езда. На дороге всякое происходит, и, увы, многие водители ведут себя крайне агрессивно даже при виде автомобиля со знаком «У», а ведь многие сами недавно только учились вождению. На трассе происходит много сложных ситуаций, и общение с помощью жестов крайне усложняет процесс обучения. Однако следует отметить, что эта категория людей очень старательная, они жаждут знаний и готовы учиться. В общем, начал я с двух человек в группе, а окончил пятнадцатью. Как-то они все сами ко мне перешли от других инструкторов – видимо, сарафанное радио работало хорошо, – смеется Максим. – Из первой группы только один человек не закончил автошколу, потому что часто пропускал занятия, а те, кто ходил постоянно, все сдали. Это была моя первая победа как автоинструктора. Честно, говоря, более опытные мои коллеги не понимали, почему глухонемые предпочитают обучаться именно у меня.

Главное – доверие

Максим Зубенко
Максим Зубенко Фото: личный архив/ Максим Зубенко

– Я так понимаю, не каждый водитель может стать автоинструктором?

– Однозначно не каждый. Здесь важна коммуникабельность, нужны какие-то задатки психолога и педагога, а еще терпение. Люди разные, все по-разному реагируют на стресс. Нужно уметь объяснять сложные вещи простым и понятным языком, в том числе для особенных людей. Наличие в группе глухонемых учеников, по сути, заставило меня сразу поставить себя на их место. Смогу ли я понять то, что сам сейчас рассказал? Таким способом пришел к тому, что нужно объяснять максимально проще, чтобы стало понятно даже ребенку. Если ученику какой-то момент непонятен, то нужно применять все возможные методы для объяснения – рисовать схемы, самому сесть за руль и показать, как выполняется упражнение. Самое главное – это терпение. Когда я знакомлюсь с учеником, всегда стараюсь узнать о его жизни, чем занимается, почему решил прийти в автошколу, то есть стараюсь расположить его и пытаюсь понять, как с ним работать.

– И какое твоё главное правило в работе с особенными людьми?

– Научить их слушаться, запоминать и выполнять мои команды. Самое главное для любого ученика, а для глухонемого в особенности – это доверие к инструктору. Если в тандеме будут сомнения, то возможны непредсказуемые последствия и даже ДТП. Мои правила распространяются на всех учеников, в том числе и на людей с ограниченными возможностями.

Все мы разные

– А какие ещё необычные ученики у тебя были?

Максим Зубенко
Фото: личный архив/ Максим Зубенко

– Все люди разные, и жизнь такова, что навык управления автомобилем люди желают приобрести в разном возрасте. Безусловно, легче всего обучаются молодые. Им проще усвоить программу, в пожилом возрасте это уже сложнее. Помню, мне пришлось обучать вождению женщину, которой было больше 60 лет. У нее была сложная жизненная ситуация. Её дочь попала в аварию и стала инвалидом, а она захотела научиться водить машину, чтобы самой возить её в больницу. Мне было сложно её обучать, она путала педали тормоза и газа. И если на усвоение навыков обычному ученику нужно 2-3 урока, то ей необходимо было 10. Вождение машины – это не шутки, ведь ты ответственен не только за себя, но и за других участников дорожного движения. В любой момент может выбежать на дорогу ребёнок или пьяный человек, и нужно суметь быстро просчитать ситуацию и принять правильное решение. И чем старше мы становимся, тем наша реакция менее стремительная. Так что лучше учиться водить машину в молодости.

– Но, думаю, со всеми трудно работать, ведь все мы разные. Однако с кем всё же сложнее всего?

– С теми, кто не воспринимает автоинструктора всерьёз. И, кстати, с особенными людьми такой проблемы нет. Они, как правило, очень внимательны на занятиях и усердны. А вот обычные, из серии «всё знаю и умею», попадаются довольно часто. Люди, приходя в автошколу, должны понимать, что это такая же учеба, как и любая другая. За её порогом нужно забыть всё, чему вас учили на бытовом уровне. Человек, сидящий рядом, не просто инструктор, который ответственен за безопасность ученика, но и отвечает за то, каким в итоге водителем станет новичок. Однажды мне пришлось ученице даже подарить учебник по вождению, чтобы она поняла, что её учат правильно, но она так и продолжила спорить, считая, что только она знает, как нужно правильно водить машину и вести себя на дороге. Также непросто приходится с теми людьми, кто пришел учиться не по собственному желанию. Как можно научить водить машину, если сам ученик этого не желает? Мне приятно работать с заинтересованными людьми, которые задают вопросы и пытаются вникнуть в каждую деталь всего процесса. И, надо сказать, что люди с особенностями – идеальные ученики.

– Встречаешь своих учеников на дорогах?

– Довольно часто. Они меня замечают, и я этому всегда рад. Очень приятно, когда твой ученик едет за рулем уверенно.

Хочу и дальше помогать

– Можно ли сказать, что ты человек со «стальными нервами»?

Максим Зубенко
Фото: личный архив/ Максим Зубенко

– Нет, это не про меня. Я переживаю за ученика, особенно за тех, что природа обделила способностью слышать. Можно сказать, это двойная ответственность. Иногда могу поругать своих учеников, но в педагогических целях, не переходя на личности.

– Почему ты решил усложнить себе задачу и обучать людей с ограниченными возможностями, а возможно, в принципе хочешь заниматься только с такими учениками?

– В первую очередь они такие же люди, как и все. У них тоже есть свои мечты, которые порой можно реализовать, в том числе и с помощью автомобиля. Или использовать машину в качестве заработка, тогда водительское удостоверение у них точно не будет пылиться на полке. Поэтому для меня особенно важно максимально помочь им пройти обучение и вести себя уверенно за рулём. Есть в моей практике и обучение людей с ДЦП. Не скажу, что это было сложно. Только пришлось долго обучать плавно нажимать на педали газа и тормоза. В плане усвоения правил и ориентации на дорогах проблем вообще не возникало. Обучал я и человека, больного дальтонизмом. С ним было сложнее: он не различал красный и зелёный цвета. Но он различал, какая секция горит на светофоре: если нижняя – значит, зелёный, а если верхняя – тогда красный. Всё это лишь заболевания, но они не делают этих людей необучаемыми вождению. Даже наоборот – многие благодаря своей особенности становятся ответственными и хорошими водителями. Так что сейчас я задумываюсь над тем, чтобы начать обучать постоянно не только глухонемых людей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах