Вылет самолета из Хабаровска в Москву был отложен почти на час из-за проникновения осы в салон. В соцсетях многие восприняли случай как курьёз, но насекомое представляло собой неиллюзорную угрозу для пассажиров — если бы его не отловили, всё могло бы закончиться серьёзными последствиями вплоть до смертей. Что произошло и как осы однажды привели к падению целого лайнера — в материале hab.aif.ru.
«В отпуск захотела»
Инцидент произошёл 17 июня на борту рейса из Хабаровска в Москву. Во время подготовки к взлёту пассажиры заметили в салоне осу. По авиационным нормам насекомые, особенно ядовитые, не допускаются к перевозке в пассажирском отсеке.
Пока воздушное судно находилось на стоянке, экипаж и пассажиры в течение сорока минут пытались поймать осу. Насекомое свободно летало по салону, скрывалось под креслами и тревожило людей зловещим жужжанием.
«Тоже в отпуск захотела», — шутят в комментариях к публикации в Telegram-канале BIGBRO Хабаровск, где опубликовано видео инцидента.
Совместными усилиями осу удалось обезвредить. Как только незваную гостью отловили, борт получил разрешение на вылет. Задержка рейса составила около сорока пяти минут, после чего самолет направился в Москву.

Главная жертва — аллергики
Беспокойство экипажа не было безосновательным. Укус осы может вызвать у чувствительного человека анафилактический шок — тяжёлую и стремительно развивающуюся аллергическую реакцию. В условиях полета оказать экстренную медицинскую помощь затруднительно, а в некоторых случаях — невозможно.
Аллергия на укусы ос может проявляться в виде как местных, так и системных реакций. К местным относятся сильный отёк, покраснение, зуд, боль и даже волдыри. Однако особую опасность представляют системные симптомы: крапивница, отёк Квинке, затруднённое дыхание, головокружение и резкое падение давления.
Самым опасным последствием является анафилаксия. Без немедленного введения адреналина и стабилизации состояния пострадавшего возможно летальное развитие событий. Именно поэтому обнаружение даже одного ядовитого насекомого на борту требует немедленных действий.

Больше сотни смертей из-за гнезда
Наличие осы на борту может быть причиной не только задержки рейса, но и серьёзной аварии. Так, в 1996 году в Доминиканской Республике произошло крушение рейса ALW 301, унёсшее жизни 189 человек. Причиной трагедии стало осиное гнездо в трубке Пито — датчике воздушного давления, который используется для определения скорости самолёта.

Самолёт Boeing 757-225, выполнявший международный рейс, стоял на земле более 20 дней. За это время песочная оса построила гнездо в трубке, связанной с приборами командира воздушного судна. Перед вылетом это нарушение не было обнаружено, но последствия вскоре дали о себе знать — уже при взлёте указатель скорости давал ложные значения.
Экипаж принял неверные решения, полагая, что проблема носит программный характер. Попытки управления в условиях недостоверных данных привели к сваливанию и потере контроля над самолётом. В результате лайнер рухнул в Атлантический океан недалеко от побережья, и все, кто находился на борту, погибли.