aif.ru counter
272

Общественный транспорт Хабаровска: «зайчат» зимой не высаживают

Евгения Обымахо / АиФ

В Хабаровске, как и во многих городах, в последнее время не всё гладко в сфере общественного транспорта. Да, хамства в автобусах стало меньше, видимо, сказывается работа руководства с кондукторами. Есть даже кондукторы, которые говорят «спасибо» каждому пассажиру!

Но есть и неприглядные примеры. Поводом для нашей встречи с Алексеем ДЕМЕНОКОМ, директором МУП «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие №1», стал случай в Екатеринбурге. Кондуктор высадила десятилетнего мальчика из-за несработавшей транспортной карты. Наличных у ребёнка не было, пришлось идти пешком несколько остановок по морозу. Разговор начался с обсуждения этой ситуации, перешёл на проблему «зайцев» и плавно докатился до технической революции в общественном транспорте.

Заяц, но вежливый

Алексей ДЕМЕНОК
Алексей ДЕМЕНОК Фото: АиФ/ Юлия Терентьева

 

 

- Алексей Алексеевич, я не смогла упомнить случаев с высадкой детей на мороз в Хабаровске. Или всё-таки было, но давно?

- Я и сам не могу вспомнить. Скажу так: мы даём чёткую установку - зимой в холода детей-безбилетников не высаживать. С кондукторами ХПАТП-1, как старожилами, так и вновь пришедшими, регулярно проводится инструктаж на эту тему. Пристыдить, отругать, разумеется, без оскорблений, но не выгонять.

Но было несколько ситуаций со старшеклассниками, по которым не определишь, есть им 18 лет или нет. Родители возмущались, когда их детей высаживали, но давайте вспомним, что вообще-то бесплатно разрешён проезд только дошкольникам. И по своим должностным обязанностям кондуктор должен собирать плату за проезд и выдавать проездной документ – билет. Он не вправе решать, с кого брать плату, а кому разрешать ехать бесплатно.

- А если «зайчонок» реально потерял деньги на билет или случайно проел в столовой?

- Тогда надо подойти к кондуктору и вежливо объяснить ситуацию. Извиниться, сказать до какой остановки надо доехать. Уверен, кондуктор не станет ругать, возможно, кто-то из пассажиров заплатит за ребёнка.

Кнут и пряник

- Могут ли ребёнка оштрафовать за безбилетный проезд?

- Система штрафов существует, но наложить денежное взыскание может только сотрудник полиции. Придётся останавливать машину, вызывать наряд, ждать, пока полиция оформит протокол… Если это ребёнок, то штрафовать его нельзя - только родителей. Простой обойдётся в неизмеримо большую сумму, чем сто таких штрафов!

ЯЗЫКОМ ЦИФР
210 автобусов ХПАТП-1 выходят на линию каждый день. 5-8 рейсов за смену делает автобус. 2 направления в рейсе – прямое и обратное. 1 «заяц» в рейс = 2940 случаев в день = 64 680 руб. убытка.

- Несёт ли кондуктор ответственность за безбилетников? Или весь экипаж отвечает?

- Выручка – главный показатель работы кондуктора. Мы стимулируем экипаж в части выполнения плана и надбавку за это получают и кондуктор, и водитель. Но за безбилетников прямую ответственность несёт только кондуктор. За невыполнение плана, за обнаружение «зайцев» в салоне его могут лишить премии – либо её части, либо полностью.

Кэш побеждает?

- По-вашему, реально ли появление системы электронных платежей в автобусах? Например, как в Москве – турникеты и валидаторы (устройство, считывающее с транспортной карты количество оплаченных поездок, – прим. авт.)

- Такая система – турникеты, пока не заплатишь, не откроются, плюс валидатор у кондуктора, очень дорогая. Во Владивостоке взяли на вооружение так называемые кэш-боксы (от англ. cash – наличные деньги, - прим. авт.) под контролем водителя. Проблема в том, что такой бокс не даёт билет и невозможно проверить, сколько бросил пассажир.

В Санкт-Петербурге видел, точнее, слышал систему: автомат подсчитывает количество вновь вошедших пассажиров и по громкой связи запускает объявление «Уважаемые пассажиры, заплатите за проезд!». И пока последний не заплатит, объявление будет повторяться.

- Значит, есть разные варианты и можно подобрать подходящий нам.

- Практически при любой системе мы всё равно не можем отказаться от кондуктора, поскольку нужен проверяющий. И обустройство любой из них затратно.

Невозможно ввести транспортные карты только в Хабаровске, только на одном предприятии. По городу курсируют десятки маршрутов, плюс пригородные и междугородние, муниципальные и коммерческие. То есть мы создадим неудобства для пассажира: на одном маршруте остаётся наличка, на другом – карта, на третьем – кэш-бокс.

Внедрять систему электронных платежей нужно сразу по всему краю, на это потребуется около 300 млн рублей, по Хабаровску – 30-40 млн рублей. Я обеими руками за транспортные карты, но учтите, что затраты на устройство системы войдут в стоимость билета.

В ТЕМУ
Как вариант снижения издержек, был предложен вариант перехода на газовое топливо. Но для Хабаровска «газенбасы» пока остаются лишь отдалённой перспективой. - Необходимы заправки, а требования к их обустройству очень жёсткие. Есть большая охранная зона вокруг газовой заправки, - объяснил А. Деменюк. - То есть где-то в городе её невозможно поставить. Нам предлагали место в районе Ореховой сопки, на выезде из Хабаровска, плечо – туда-обратно – 40 километров. А это – время работы водителя, отминусованное из общего рабочего дня. Плюс затраты на амортизацию и в конце концов топливо. По расчётам наших экономистов получилось, что при расстоянии свыше 10 км до заправки газовое топливо не даёт экономии.

Время и налоги

- Зато можно будет установить систему скидок за оптовую покупку поездок, льготы для отдельных категорий и т.д.

-  Установить систему скидок от предприятия мы можем, но всё остальное должно возмещаться перевозчику. Федеральный закон №220 установил, что если перевозчик работает на маршрутах с регулируемыми тарифами, то его деятельность должна субсидироваться из бюджета. В Хабаровске в принципе не разработана система субсидий для общественного транспорта на регулируемых тарифах, нет порядка финансирования работы такого транспорта.

- Подождите, года три назад для ХПАТП-1 покупали новые автобусы за счёт городского бюджета.

- Городу пришлось купить технику, иначе работа нашего предприятия была бы частично сорвана. С тарифами, отстающими от реальных, невозможно выделять деньги на обновление парка.

- Но коммерсанты покупают!

- Частный бизнес работает по системе послабления уплаты налогов. За 2015 год, выпуская на линию 160 автобусов, мы должны были заплатить 230 млн рублей налогов. А коммерческие перевозчики с 400 автобусов заплатили 37 млн рублей.

- В некоторых такси есть терминалы, через которые можно оплатить по обычной банковской карте, а в автобусах нельзя их поставить?

- Вы приехали в конечную точку и ждёте, когда пройдёт оплата по карте. Потом чек печатается. Сколько на это времени уходит? Автобус на остановке стоит секунд 20, между остановками движется минуту-две. У какого количества пассажиров успеет взять оплату кондуктор, до того как они начнут выходить? Владивосток большие надежды возлагает на кэш-боксы, нам тоже надо изучить эту систему. После некоторых подсчётов мы поняли, что нам всё-таки пока выгоднее держать кондукторов.

ДОСЬЕ
Алексей ДЕМЕНОК, родился 2 февраля 1962 года. Окончил политехнический институт по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». В 1984 году пришёл работать в ХПАТП. Прошёл путь от инженера-технолога производственного отдела до директора предприятия (назначен в 2007 году).

Юлия Терентьева

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество