28 ноября 2025 года наряду с мучениками Гурием, Самсоном и Авивом верующие чествуют одну из древнейших икон, просиявших на славянской земле еще в пору становления православной традиции на восточноевропейских рубежах — Купятицкую икону Божией Матери. Церковный праздник сегодня призван напомнить о неизменной силе Покрова Пречистой и о той благодати, которая сопровождает явления Ее образов на протяжении веков. История святой святыни прочно вплетена в судьбы белорусских и малороссийских земель, где среди лесов, рек и древних поселений становилась крепче вера, укреплялись обители и звучали молитвы к Матери Господа.
Купятицкий крест стал не только частью церковной традиции, но и знамением небесного предстательства, которое многократно открывалось людям в тяжкие времена. Память о его пути, о людях, приходивших к нему с надеждой, и о множестве событий, связанных со святыней, сохранилась в письменных свидетельствах иноков и пастырей, духовных писателей и простых паломников.
Историческое содержание
Явление иконы произошло в 1182 году близ села Купятичи, стоявшего на берегу Ясельды. С тех пор это событие стало основой местного благоговейного почитания и опорой для всей округи, в которой крест-икона просиял впервые. Местные жители спустя века продолжали вспоминать тот день, когда лес озарился необъяснимым светом, и девочка Анна, пасшая скот, увидела между деревьями сияние, исходившее от креста. Она отнесла его домой, но чудесным образом образ возвращался на место своего явления, утверждая таким образом свое избранное пребывание.
Свидетельство об этом чуде сохранил инок Киево-Печерской Лавры Афанасий Кальнофойский, изложивший повествование в труде «Тератургима». Девочка Анна, стараясь сохранить найденную святыню, прятала ее дома, но каждый раз крест возвращался в лес. Люди воспринимали происходящее как ясное указание на необходимость возведения храма, и вскоре на месте явления возвели церковь во имя Пресвятой Богородицы.
С этого времени началось почитание Купятицкой иконы, а благодать, исходившая от креста, укрепляла веру людей. В летописях сохранились сведения о многочисленных чудесах, совершавшихся у святого образа, что усиливало приток паломников и утверждало славу святыни далеко за пределами Пинского края.
В 1240 году набег татар разрушил село и сжег храм, однако крест-икона осталась невредимой среди пепла и обгоревших бревен. Свидетели этого события воспринимали неповрежденность святыни как знак особого Божественного покровительства, поскольку все вокруг было уничтожено огнем. Образ, переживший бедствие, продолжал оставаться источником утешения для людей.

В конце XV века икона вновь была явлена. Странник Иоаким, возвращавшийся из Иерусалима, увидел свет у места, где некогда стояла церковь. Он обнаружил крест и сообщил о нем жителям, которые с благоговением перенесли его в новый храм. Иоаким остался при обители и служил пономарем, свидетельствуя о своем участии в судьбе святыни.
В 1629 году при храме возник Свято-Введенский Преображенский монастырь. В его стенах подвизались будущие преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Каневский. Игумен Иларион составил описание чудес Купятицкой иконы, а Афанасий Кальнофойский участвовал в издании этого труда.
Во время церковных смут монастырь перешел в руки католиков и униатов, что вынудило православных иноков покинуть обитель. Архимандрит Лазарь Баранович перенес икону в киевский Софийский собор, где она пребывала среди местных святынь южного придела апостола Андрея Первозванного.
Купятичане в XIX веке обращались с прошением о возвращении иконы, но получить ее обратно не удалось. Святыня оставалась в Киеве, где оставалась до конца 1920-х годов, после чего ее следы затерялись.
Купятицкая икона представляет собой медный крест с изображением Богородицы с Младенцем и Распятием на обратной стороне. Этот образ остается духовным сокровищем, связывающим людей с многовековой историей церковной жизни региона.
Гимнография
Тропарь посвящен радостному воспоминанию явления креста, просиявшего среди леса и ставшего щитом веры. В молитвенных строках подчеркивается укрепление православных людей через предстательство Богородицы и выражается прошение о Ее постоянной помощи.
Кондак раскрывает мысль о множестве чудес, которыми Господь прославил купятицкий храм через икону Богородицы. В его содержании подчеркивается обращение верующих к Покрову Пречистой, особенно в скорбях и нуждах, и звучит смиренная молитва об избавлении от тягот жизни.

Икос раскрывает духовное ликование Пинской земли, где образ сиял невечерним светом. В нем воспевается радость православного народа, который чтит Божию Матерь, пришедшую к людям через крест. Молитвенные восклицания славят Ее как Царицу Небесную, Милостивую Послушницу и Подательницу благодати.
Молитва к Купятицкой иконе содержит прошение о сохранении земли, о мире и единении христиан, о духовном укреплении, терпении и любви. Она обращена к Пречистой как к заступнице родов человеческих и завершает гимнографический цикл глубоким прошением о милости в день грядущего Суда.
Что можно делать 28 ноября 2025 года
В этот день верующие устремляются к храмам, чтобы почтить Купятицкую икону и вознести сердечную благодарность Божией Матери. Посещение богослужения позволяет глубже воспринять духовное содержание празднуемого события, а также соединиться в общей молитве со всей Православной Церковью.

Христиане в этот день совершают дела милосердия, ибо добрые поступки — естественное продолжение благодарения Божией Матери, а помощь ближним — выражение живой веры, укрепленной подвигами множества поколений.
Особенно уместно уделить внимание раздаче ненужных вещей, которые могут ещё послужить другим. Можно принести в храмы одежду и предметы быта, дабы поддержать нуждающихся и страждущих.
Верующие сегодня испокон веков соблюдают умеренность в трапезе, поскольку вступает в силу Рождественский пост. Первые его дни имеют важное значение, и потому благоразумие в пище становится естественной частью духовного настроя.
Что нельзя делать 28 ноября 2025 года
На Богородицу «Купятицкую» верующие избегают ссор. Разлад в семье на Руси почитался тяготой, которая может омрачить не только праздник, но и дни поста. В церковный праздник сегодня люди издревле старались хранить мир и уклоняться от слов, которые способны породить обиды.
Запрещается сегодня проявлять жадность и отказывать в помощи ближним. Отступление от милосердия — тяжелое деяние, которое лишает человека благого состояния души и удаляет его от благодатного участия в празднике.
Не дозволяется сквернословить, лгать или распространять сплетни. Слова, произнесенные с недобрым умыслом, являют собою духовную опасность, которая может открыть путь нечистым помыслам и привести человека к внутреннему смятению.
Не рекомендуется стирать вещи мужа и жены вместе. В народном предании этот обычай связан с сохранением мира в доме, и нарушение его способно внести смятение в семейную жизнь.

Нежелательно выливать грязную воду, поскольку это принесёт беспорядок и смуту в домашний уклад.
Неуместно устраивать шумные пиршества и упиваться излишествами, ибо чревоугодие суть неискупимый грех, особенно в сии дни. Начало Рождественского поста требует собраности, и потому воздержание становится частью благочестивой жизни, укрепляющей человека.