За прошлый год мне неоднократно звонили телефонные мошенники, постоянно придумывая новые сценарии обмана. Последний случай произошел в декабре. На этот раз злоумышленники использовали чужие данные в одном из популярных мессенджеров и предъявили фиктивный приказ от имени Федеральной службы безопасности. Однако их заявления оказались недостаточно убедительными.
Вы наш любимый клиент
Ни для кого не секрет, что в последние годы аферисты постоянно звонят россиянам на личные телефонные номера. Об этом свидетельствуют ежедневные заметки в СМИ, где рассказывается о пострадавших. Доверчивые люди теряют все свои сбережения и умудряются даже взять кредиты на свое имя, чтобы перевести их злоумышленникам.
Я, будучи знаком с многочисленными историями обманов по телефону, в принципе, заочно был готов к тому, что тоже могу попасть в базу мошенников. Но когда мне позвонили от имени сотового оператора и предложили новый привлекательный тариф как самому преданному абоненту, у меня не возникло сомнений. Наверное, желание получить выгоду затмило трезвость ума. Правда, дальнейшие инструкции насторожили.
Звонивший мужчина попросил скачать из интернета на мобильный телефон специальное приложение, название которого указал. А далее войти в него и сообщить, как выглядит его начальная страница.
В этот момент у меня возникли подозрения, что меня пытаются обмануть. Потому что именно таким способом злодеи получают доступ к личным данным абонента, после чего взламывают пароли, похищают все деньги с банковских счетов и даже умудряются взять кредиты на имя жертвы. Телефонный разговор пришлось прекратить.
Страх наказания
Следующим сценарием стал звонок от имени сотрудника правоохранительных органов. Мужчина на том конце провода громогласным голосом сообщил мне, что представляет какое-то ведомство в Москве, а в отношении меня проводится проверка из-за якобы возможного финансирования терроризма от моего имени.
Собеседник попытался выяснить, не терял ли я доступа к своим банковским счетам. И на недоумение из-за их отсутствия возразил тем, что мошенники могут завладеть данными человека и от его имени взять кредиты, которые направляются на финансирование терроризма.
На первый взгляд, звучит пугающе убедительно, поэтому на такую схему попадаются многие. Но есть одно весомое «но». Вопросы, касающиеся каких-либо нарушений закона, никогда не решаются по телефону. А силовики из Москвы точно не будут звонить жителям других регионов, а поручат провести их опрос своим коллегам на местах. Это и стало решающим, для того чтобы прекратить дальнейший телефонный разговор.
Ловушка на здоровье
Еще одна история произошла, когда я был в командировке. Подъезжая в поезде к Москве, услышал телефонный звонок. Он поступил, якобы от сотрудника ФОМС.
Мне рассказали, что фонд начал выпуск медицинских страховых полисов нового образца. Чтобы получить обновленный документ, необходимо выбрать способ его доставки. Курьером или же почтой на домашний адрес.
Это звучало вполне убедительно и не вызывало подозрений. Тем более что когда человеку звонят ранним утром, он не всегда способен проявить сообразительность. Долго не думая, я ответил, что выбираю второй вариант, так как он наиболее удобный. Звонивший попросил назвать домашний адрес, на который будет отправлен новый полис.
Настороженность вызвали дальнейшие инструкции. Мужчина сообщил, что для подтверждения получения документа я должен назвать ему код, который он мне отправит. Меня это смутило. Зачем озвучивать ему то, что он сам же мне и направляет? Тем более что я знаю: коды, которые нам присылаются, никому сообщать нельзя. К моему удивлению, СМС пришло с номера, с которого всегда приходили цифры от имени «Госуслуг».
Я понял, что здесь что-то не чисто, и назвал произвольную комбинацию. После этого аферист бросил трубку.
Привет от знакомых
Ну и, наконец, самый свежий случай. Проснувшись однажды декабрьским утром, я увидел в своем телефоне сообщение от знакомой мне девушки в одном из мессенджеров. Та интересовалась положением моих дел и моей работой.
Она является руководителем одной из хабаровских редакций, и когда-то давно я готовил для них информационные материалы. Но знакомы близко мы не были, поэтому ее настойчивость в расспросах удивила.
Поинтересовавшись положением дел, девушка сообщила, что в их организации произошла кража документов. В похищенных бумагах содержались персональные данные сотрудников, в том числе мои. В связи с этим в УФСБ по Хабаровскому краю была назначена проверка, о чем был издан соответствующий приказ. Его мне даже прислали.
Документ гласил, что за проведение проверки отвечает некий назначенный куратор. Он, по словам знакомой, хотел со мной связаться. Для этого я должен был открыть доступ для звонков в мессенджере с незнакомых номеров.
Подозрительным в этой истории было все. Для какой цели связываться со мной? Что я могу рассказать? Почему ФСБ? И почему по телефону, да еще и через мессенджер? Бред какой-то...
Я стал задавать те же вопросы девушке, а после заявил, что не являлся сотрудником их организации. В этот момент общение прекратилось, а чат оказался удаленным. Но я успел сделать скрины экрана и обратил внимание на одну деталь. Профиль девушки был подписан английскими буквами, а ее реальный номер у меня в телефоне сохранен и подписан по-русски.
В завершение хотелось бы напомнить читателям, что вопросы, касающиеся денег, документов и закона, никогда не обсуждаются по телефону. Любая проблема подобного рода решается только в стенах официальных учреждений при личной встрече. Злоумышленники каждый раз придумывают новые способы, чтобы завладеть деньгами и данными своих жертв. Будьте бдительны!
Прямая речь
Заместитель начальника УМВД по г. Хабаровску Артем Поляков:
— За 2024 год в Хабаровске ущерб от противоправных действий аферистов в сфере киберпреступлений составил свыше 900 миллионов рублей. Это мошенничество и кражи, совершенные при помощи информационно-телекоммуникационных технологий.