«Я не знаю ни одного занятия, которое могло бы меня так увлечь, как музыка!».
Саксофонист Даниил (Олегович) Потемкин в 2022 году взял призовые места сразу в нескольких музыкальных конкурсах. Среди них международный фестиваль художественного творчества детей и юношества «Новые имена» стран Азиатско-Тихоокеанского региона. А также краевой конкурс учащихся — исполнителей эстрадно-джазовой музыки детских школ искусств.
Кроме того, мальчик стал лауреатом первой степени конкурса исполнителей на оркестровых инструментах детской музыкальной школы № 1 Хабаровска.
Даниилу (Олеговичу) Потемкину 13 лет. Он учится в 7 «А» классе лицея инновационных технологий Хабаровска. Параллельно занимается игрой на саксофоне в детской музыкальной школе № 1.
— Даниил, каким образом ты готовился к конкурсам? Насколько тяжел труд музыканта?
— Я считаю, что, если у тебя есть желание, ты можешь часами и днями напролет заниматься. И это не будет особо тяжелым трудом. Но когда тебе это не доставляет удовольствия, то и толку с этого не будет: просто потерянное время. Мне музыка нравится.
— Сколько часов в день ты занимаешься?
— В среднем по три часа каждый день. Но это мало, я считаю.
Гуляю редко. Но у меня почти все друзья — музыканты, поэтому они понимают меня.
— В течение какого времени ты готовишься к конкурсам?
— С самого начала учебного года мы все (ученики музыкальной школы) готовимся к разным конкурсам. То есть учим произведения. Для меня произведения выбирали учителя. Одно из них — «Архаик-блюз» Мясоедова.
Я считаю, что все произведения тяжелые. И в каждом есть свои задачи, которые надо понимать, четко ими заниматься. С умом подходить к этому.
В каждой пьесе сложно передать настроение, чувства. Автор что-то закладывает, и это надо передать именно так, как об этом думал автор. Вот это самое сложное — понять произведение.
Необходимо познакомиться с биографией автора, послушать то, как его произведение исполняли различные музыканты. И много заниматься. Я считаю, что самый верный способ добиться хорошего исполнения — это просто очень много заниматься.
— Волнуешься ли перед выступлениями?
— Если я уверен в том, что нормально сыграю, что подготовлен, не волнуюсь.
— А как ты относишься на конкурсах к соперникам?
— Если кто-то играет лучше меня, я понимаю — значит, человек, видимо, больше уделяет этому времени. Просто нужно сконцентрироваться на занятиях, понять все свои прошлые ошибки. И уже, зная это, работать над ними. И так можно получить любое место, которое хочешь.
— Общаются ли музыканты между собой во время конкурсов?
— Чаще всего общаемся по-дружески. Спрашиваем, какой настрой.
— Что тебе помогает побеждать?
— Поддержка родных, конечно. Но и поддержка учителя. Преподаватель морально настраивает. Говорит, что все нормально, ты готов полностью. Все хорошо будет.
Обычно я пытаюсь настроить себя перед конкурсами сам. Я хочу побыть наедине с собой, послушать любимую музыку. Это очень сильно помогает.
— Какая музыка тебе нравится?
— Мне нравится и классическая музыка, и джаз. Я много разной музыки слушаю. Из классики мне очень нравятся Мусоргский, Чайковский. У Чайковского все симфонии очень хорошие. Больше всего из них нравится последняя, 6-я симфония. Она очень красивая.
— Как ты относишься к победам? Есть ли у тебя способ не возгордиться?
— У меня больших побед мало было. Но я никогда не останавливался. Я думал, что нужно продолжать заниматься. Когда я побеждаю, не превозношусь над другими.
— Почему ты участвуешь в конкурсах?
— Сама игра на инструменте приносит удовольствие. Это как бы вознаграждение за весь труд. Плюс ты получаешь эмоции. Это тоже награда. Примерно как взять первое место.
— Почему ты выбрал именно саксофон?
— Я выбрал давно. Сам уже не помню почему. Но самое главное, что я сейчас доволен своим выбором. Помню, когда я был маленьким и только начинал учиться в музыкальной школе, играл еще на блокфлейте, мне очень нравилось, как саксофонисты играют. У саксофона очень красивый звук. И для него пишется красивая музыка.
Игрой на саксофоне я занимаюсь с семи лет. В музыкальной школе учусь с пяти.
— Есть ли у тебя увлечения, хобби?
— Летом я хожу играть в волейбол. Гулять люблю, как все. Но самое главное мое увлечение — это музыка. Помимо того, что я выступаю сольно, играю в оркестре нашей детской музыкальной школы. Это тоже мне очень нравится.
— А что тебя так привлекает в музыке?
— У меня музыка вызывает такие эмоции, чувства, которые ничто другое не может дать. Я не знаю ни одного занятия, которое бы меня могло так увлечь.
Музыкой я занимаюсь давно, а полюбил ее совсем недавно. Ну заставляли ходить — я ходил. Просто я подумал: сколько это приносит эмоций! Это очень интересно.
Сначала я стал заниматься, потому что у меня была астма: болел сильно. Ходил на хор, потом на флейту: развивал легкие. Сейчас у меня астмы нет, я вылечился. А музыка осталась.
— Занятия музыкой облагораживают человека? Я не представляю, как исполнитель, сыграв прекрасное произведение, выйдет и начнет, например, сквернословить…
— Когда ты исполняешь какую-либо музыку, чаще всего стремишься к тому, чтобы слушать примерно то же самое, что исполняешь: видеть пример. И вообще, я считаю, что быть музыкантом — это своеобразный стиль жизни.
Когда ты слушаешь музыку, которая принадлежит к высокому искусству, ты сам постепенно становишься человеком с хорошими манерами. И хочется быть таким же, как музыка, которую ты слушаешь. Музыка, которая тебе нравится, в голове создает интересные образы. Хочется соответствовать этим образам.
У меня есть друг. Я считаю его лучшим. Он играет в оркестре на кларнете. Очень добрый человек, хороший, воспитанный. Он тоже слушает хорошую музыку, и он сам хороший музыкант. Считаю, на него надо равняться, что я сам и делаю.
— Ты занимаешься игрой на саксофоне дома. Как соседи относятся к этому?
— Соседям нравится. Но я занимаюсь в позволительное время.
— Музыка помогает в учебе?
— Я считаю, что, если бы я не был музыкантом, я бы учился лучше. В учебе я не отличник. Есть много людей в моем классе умнее меня. Если бы я не уделял столько времени музыке, я был бы отличником. Но мне сейчас все нравится.
— Как ты относишься к поражениям?
— Это означает, что надо работать, исправлять ошибки и идти дальше. Мама меня учит не расстраиваться. Нужно спокойно к этому относиться. Если победил, то хорошо. Если проиграл, то ничего страшного.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Я хотел бы стать хорошим музыкантом. Это очень сложно, но я постараюсь. Первое время хотел бы быть учителем. Думаю, с детьми смогу найти общий язык. А потом, если получится, надеюсь давать концерты и выступать с оркестром.
Я бы хотел, чтобы родители радовались за меня.
— Что ты можешь сказать о своем родном Хабаровском крае?
— В нем есть замечательная музыкальная школа, в которой я учусь. Мне очень нравятся ее педагоги. В Хабаровске есть широкие возможности для молодых музыкантов. Например, они могут поступить в краевой колледж искусств. Там очень достойный педагогический состав.