«Нет детей, не способных к математике, любой может научиться решать сложные задачи. Главное – увлечь, объяснить на примерах из жизни важность этой науки», – убеждена учитель школы №87 Екатерина Смашная. В этом году она вышла в финал конкурса «Педагогический звездопад – 2021» и стала лучшим учителем года. К 1 сентября педагог рассказала, в чем секрет успешной учебы в школе.
Тяжело в учении, легко в бою
– Елена Лункина, «АиФ-Дальинформ»: Екатерина, учитель – это призвание?
– Екатерина Смашная: Учитель с большой буквы, такой, которым гордятся и дети, и родители – это всегда призвание. У нас, как в любой профессии, есть звезды, а есть те, кто просто выполняет свою работу, потому что так надо. Моя же личная история прихода в профессию такова. Я родом из маленького поселка Токи в Ванинском районе. Там нет особого выбора, а на виду всегда были учителя, воспитатели, врачи. И я предпочла из них ту специальность, которая была мне ближе – в школе я все-таки проводила больше всего времени.
– А почему именно математика?
– Я выбирала между филологом и учителем математики, при этом математика мне давалась тогда сложнее. И тогда мой учитель – как сейчас помню – мне сказал: «На математика сложно учиться, но легко потом работать. А на филолога легко учиться, но работать трудно». И я решила, что лучше сразу преодолею трудности. И поехала в Хабаровск, специально, чтобы учиться в педагогическом университете.
– И так здесь и остались.
– До третьего курса я планировала вернуться в свой поселок, и даже на третьем курсе ездила туда на практику. Но после четвертого курса меня пригласили работать на кафедру в педагогический университет, и мне захотелось стать аспирантом. Я тогда решила свою жизнь связать с наукой. Два года отучилась в магистратуре. Однако в итоге планы поменялись, возникло желание преподавать, учить детей. Но обратно в Ванинский район уже не тянуло – за годы учебы Хабаровск стал моим новым домом, обжилась, обустроилась, привыкла. Я пошла работать в школу, а через полгода после начала работы перешла в другую, свою родную №87 – здесь я работаю уже девять лет.
Вдохновить примером
– Как вы прививаете ученикам интерес к своему предмету?
– В работе я применяю различные игровые формы, интерактивы. Всегда скучно просто заучивать формулы. Даже если говорить ученикам, что их изучение – важно, дети все равно не поймут, для чего это все-таки нужно. Очень важно заинтересовать, увлечь. Это легче всего сделать на примерах – из жизни, из своего опыта. Я рассказываю про достижения великих математиков, о том, через какие трудности они прошли, чтобы достичь мечты, и стать теми, кто они есть. Есть и другой вид примера: я начинаю сама решать трудную задачу, и ученики тоже включаются в ее решение.
– Правда ли, что для математика важна хорошая память?
– Больше важна логика. Для того чтобы решать задачи, запомнить нужно только базовые формулы, и просто понимать, как решается та или иная задача.
– А для решения сложных задач нужен особый склад ума?
– Есть ученики с выраженной склонностью к математике. Но я всегда говорю, что нет детей, неспособных к ней. Любой может научиться, необходимо просто заниматься.
– Как вы отвечаете на каверзный вопрос школьников – «зачем мне ваша математика»?
– Она важна, потому что вся жизнь построена на математике. Во время уроков мы учимся решать трудные задачи, ставить перед собой сложные цели – эти навыки будут часто пригождаться на протяжении всей взрослой жизни. Ученик войдет в нее со знанием, полученном на личном опыте: у каждой сложной задачи есть решение, его нужно и можно найти.
Ученики – не друзья
– Вы строгий учитель или мягкий?
– Наверное, назову себя строгой. Я не строю с ребятами панибратские отношения. Но, мне кажется, это и не нужно. Должна быть граница, особенно с учениками до девятого класса. Им нужно четко чувствовать грань: я учитель, а они дети. А с ребятами 10-11 класса уже можно общаться свободнее. Они более взрослые, соответственно, можно где-то и пошутить, и проявить лояльность. Старшеклассники свои поступки могут оценить уже по-другому, не так, как семи-восьмиклассники в переходном возрасте.
– А чем плохи панибратские отношения?
– У нас в школе все учителя профессионалы, у них таких сложностей нет. Но знаю, что бывают случаи, когда молодой педагог, приходя в школу, еще не знает, как правильно себя вести в различных ситуациях, пытается дружить со своими учениками. И это приводит к тому, что ученики не уважают учителя и не уделяют никакого внимания предмету.
– У вас есть любимчики?
– Мне кажется, что я ко всем детям отношусь одинаково – сдержанно. Но в любом случае учитель испытывает симпатию к ученикам, которые проявляют интерес к предмету, показывают успехи. Но при этом все равно нельзя публично выделять кого-то из ребят. И, тем более, расставлять акценты так: «Ты – любимчик, я тебе поставлю пять, а ты не любимчик – я тебе за тот же материал поставлю три». Я даже ребенку, в целом успешному в предмете, к которому испытываю личную симпатию, если он не справился, к сожалению, поставлю ту оценку, которую он заработал.
– Что самое сложное для учителя?
– Не выгореть и остаться таким же заинтересованным и в профессии, и в себе, как в личности, и в детях. И не уйти в крайности: или с головой в работу, забыв про себя, как про человека, у которого есть своя жизнь и интересы, или наоборот, не посвящать достаточно времени самообразованию, в том числе профессиональному, и развитию в профессии. Нужно плыть на одной волне с ребятами, потому что если между вами огромная пропасть, где ты не будешь понимать новое поколение, а они не будут слышать тебя, то не сложатся отношения. А работа учителя – это в любом случае такая профессия, когда ты должен не только выдавать знания, но и уметь выстроить личные доверительные отношения с детьми.
Идеальный урок
– Как вы стали лучшим учителем города?
– Я приняла участие в городском конкурсе «Педагогический звездопад», который проходит с марта по апрель. Для меня это первый серьезный конкурс такого уровня. Раньше я участвовала только в школьных мероприятиях.
В конкурсе было два этапа. Во время первого – заочного – нужно было представить себя: подать эссе, которое кратко описывает тебя, твою жизненную позицию, отношение к профессии. Затем был очный тур, который предполагал проведение открытого урока для ребят из другой школы. Тему нам сообщили за два дня, и мы должны были подготовиться, понимая, что уровень учеников может быть разный. Этот этап прошло три учителя, одним из которых была я. На финальном этапе конкурса мы представляли мастер-класс. И по итогам этапа я стала победителем.
– Что было самое сложное?
– Этап подготовки к уроку. Моя школьная команда оказала мне большую поддержку. Мой урок благодаря ей был несколько раз переработан, мне дали ценные рекомендации: что убрать, а что добавить. Я не спала несколько суток, для того чтобы у меня получился идеальный урок. И в результате была в нем очень уверена, как и в материале. Мастер-класс я готовила много времени, хотя еще не знала, пройду ли в финал, но готовиться начала заранее. В 20 минут мастер-класса нужно было вложить огромный объем материала. Получился хороший проработанный мастер-класс.
– Родные поддерживали?
– Меня очень поддерживал супруг, он снял с меня все бытовые, хозяйственные обязанности. И я была сутками напролет вовлечена в свою работу. Поэтому большая поддержка с его стороны дала мне возможность творить, чтобы выдать хороший результат. Маму я не ставила в известность до конца, потому что боялась, что она будет чересчур волноваться, переживать. Потом рассказала, что участвую и побеждаю. Она, конечно, была очень рада.
Секрет красоты
– Вы прекрасно выглядите! Не подумала бы, что вам больше 30. В чем секрет вашей молодости?
– Наверное, я расцвела как раз после 30 лет. Нравится хорошо выглядеть. Стараюсь двигаться, некоторую физическую нагрузку даю организму. И не забываю про обычные женские секреты красоты.
– А как отрастить волосы ниже талии, расскажете?
– Волосы мне достались от природы. Благодаря маме я не отрезала их в школе, а в студенчестве поняла, что это – моё достоинство. Но, конечно, уход требует времени и внимания. Стараюсь не часто пользоваться феном, использую маски и масло для волос.