Купить авиабилет из Хабаровска в Москву за 10 тысяч рублей — звучит как мечта. Для тех, кто имеет дальневосточную прописку, это реальность, хотя и с пометкой «до окончания субсидий». Программа льготных перелетов действительно работает, но каждый год повторяется один и тот же сценарий: дешевые билеты исчезают в первые месяцы продаж.
Кто и куда
Различные субсидии на авиаперевозки действуют как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Внутри Хабаровского края организованы льготные перелеты для жителей отдаленных и северных территорий.
— С целью организации пассажирских перевозок и обеспечения транспортной доступности для населения правительство края на постоянной основе осуществляет субсидирование авиаперевозок из краевого бюджета, — отмечают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона.
Действует сразу несколько программ, позволяющих летать по сниженным тарифам. Главный акцент на тех, кто живет в труднодоступных районах. Для них с 2012 года через госпрограмму «Развитие транспортной системы» организуют авиаперевозки внутри края по сниженным ценам. В прошлом году на это из регионального бюджета направили 2,36 миллиарда рублей, в 2025‑м запланировано потратить 2,35 миллиарда.
Для пенсионеров, молодежи, инвалидов и их сопровождающих предусмотрен проезд по тарифу вдвое ниже обычного. В 2024 году этой возможностью воспользовались 8100 пассажиров, а с начала 2025‑го — уже 2700.

Отдельно действует мера поддержки для жителей «северов», где до краевого центра не добраться по земле.
— Жителям предоставляется четыре льготных перелета с тарифом 4500 рублей для взрослых и 3000 рублей для детей от 2 до 12 лет, — сообщили в ведомстве.
В 2024 году по этой схеме продано более 41 тысячи билетов, на 2025‑й только за пять месяцев — уже 16,7 тысячи.
По информации министерства транспорта края, из краевого бюджета на эти программы ежегодно направляется более двух миллиардов рублей, компенсируя до 40% затрат авиаперевозчиков.
Субсидирование межрегиональных рейсов по Дальнему Востоку регулируется уже федеральным бюджетом. С 2021 года по постановлению Правительства РФ поддерживаются полеты по 13 маршрутам. Из Хабаровска можно улететь в Оху, Зею, Тынду, Благовещенск, Якутск и другие города макрорегиона.
Федеральный оператор под флагом «Единой Дальневосточной авиакомпании» продолжает расширять сеть субсидируемых маршрутов и количество рейсов. Перевозчики, задействованные в этих программах, вынуждены балансировать между коммерческими интересами и социальной миссией — задача непростая.
Москва — дорогая
Льготы на перелеты с ДФО в центральную часть страны также регулирует федеральная программа. Она действует с 2018 года и доступна всем зарегистрированным жителям Дальнего Востока. Купить билет по льготной цене можно было в кассах и онлайн — при предъявлении паспорта с дальневосточной пропиской или справки для детей. Цена минимальная. Так, полет из Хабаровска в Москву обойдется в 10 200 рублей для взрослых, 5400 рублей для детей (от двух до 12 лет) и 7400 рублей для молодых людей до 23 лет, пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

В год каждому дальневосточнику положено четыре билета. Вот только купить их можно не всегда, а только пока не закончились выделенные в начале года средства.
Так, в 2025 году все шло по накатанному сценарию: деньги выделили, спрос высокий, продажи активные. А весной билетов уже не осталось.
И это происходит ежегодно. Иногда позже выделяют дополнительное финансирование. Будет ли оно на этот раз? Вопрос пока открыт. В министерстве транспорта Хабаровского края ответа на него тоже не знают. Напоминают только, что над ситуацией, увы, не властны, ведь «субсидирование межрегиональных перевозок осуществляется за счет федерального бюджета».
Мест не хватает

— Обычно поездки в отпуск планирую сильно заранее, чтобы купить «дальневосточные» билеты сразу после Нового года. А в этот раз думала, дома останусь. Но в апреле подруга пригласила в гости в Москву, и я стала искать билет. Субсидированных уже не было. Месяц каждый день проверяла, а потом решила, что куплю «плоские», пока хотя бы они есть. В итоге потратила на 10 тысяч больше, — поделилась хабаровчанка Мария Фролова.
«Плоский» тариф, о котором говорит наша собеседница, это уже не субсидия, а цена, зафиксированная крупным российским перевозчиком в рамках социальной программы. Такой билет из Хабаровска в Москву стоит от 13 250 до 15 050 рублей, в зависимости от рейса. Цена обычного может доходить до 50 тысяч рублей.

Неудивительно, что и «плоские» билеты уходят из продажи за считаные часы. Найти их незадолго до вылета — удача. Для пассажира это похоже на гонку за квотой. Люди, которым нужно лететь куда-то спонтанно, например на лечение, зачастую ее проигрывают.
Правда, ситуацию пытаются контролировать сами авиакомпании.
— Идет непрерывный мониторинг доступности авиабилетов. Оценивается баланс спроса и предложения с целью увеличения предложения билетов в пиковые периоды, — заявляют перевозчики.
Программа льготных перевозок задумывалась как мера для повышения транспортной доступности и снижения изолированности Дальнего Востока. Но каждый год она превращается в стихийную «лотерею» с теми же правилами: кто раньше купил — улетел. А если прибавить проблемы с очередями в кассах и пересадками из-за отсутствия прямых рейсов по популярным направлениям (к примеру, в Санкт-Петербург, его то возвращают, то вновь убирают) — поддержка превращается в испытание.
В год каждому дальневосточнику положено четыре льготных билета.
