Аргументы и Факты
hab.aif.ru
Хабаровск
Аргументы и Факты
hab.aif.ru
Хабаровск
Примерное время чтения: 8 минут
183

Льготный билет — миф или реальность? Как хабаровчане гоняются за удачей

Купить авиабилет из Хабаровска в Москву за 10 тысяч рублей — звучит как мечта. Для тех, кто имеет дальневосточную прописку, это реальность, хотя и с пометкой «до окончания субсидий». Программа льготных перелетов действительно работает, но каждый год повторяется один и тот же сценарий: дешевые билеты исчезают в первые месяцы продаж.

Кто и куда

Различные субсидии на авиа­перевозки действуют как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Внутри Хабаровского края организованы льготные перелеты для жителей отдаленных и северных территорий.

— С целью организации пассажирских перевозок и обеспечения транспортной доступности для населения правительство края на постоянной основе осуществляет субсидирование авиаперевозок из краевого бюджета, — отмечают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона.

Действует сразу несколько программ, позволяющих летать по сниженным тарифам. Главный акцент на тех, кто живет в труднодоступных районах. Для них с 2012 года через госпрограмму «Развитие транспортной системы» организуют авиаперевозки внутри края по сниженным ценам. В прошлом году на это из регионального бюджета направили 2,36 миллиарда рублей, в 2025‑м запланировано потратить 2,35 миллиарда.

Для пенсионеров, молодежи, инвалидов и их сопровождающих предусмотрен проезд по тарифу вдвое ниже обычного. В 2024 году этой возможностью воспользовались 8100 пассажиров, а с начала 2025‑го — уже 2700.

Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского
Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского Фото: «АиФ-Дальинформ»/ Елена Бережная

Отдельно действует мера поддержки для жителей «северов», где до краевого центра не добраться по земле.

— Жителям предоставляется четыре льготных перелета с тарифом 4500 рублей для взрослых и 3000 рублей для детей от 2 до 12 лет, — сообщили в ведомстве.

В 2024 году по этой схеме продано более 41 тысячи билетов, на 2025‑й только за пять месяцев — уже 16,7 тысячи.

По информации министерства транспорта края, из краевого бюджета на эти программы ежегодно направляется более двух миллиардов рублей, компенсируя до 40% затрат авиаперевозчиков.

Субсидирование межре­гиональных рейсов по Дальнему Востоку регулируется уже федеральным бюджетом. С 2021 года по постановлению Правительства РФ поддерживаются полеты по 13 маршрутам. Из Хабаровска можно улететь в Оху, Зею, Тынду, Благовещенск, Якутск и другие города макрорегиона.

Федеральный оператор под флагом «Единой Дальневосточной авиакомпании» продолжает расширять сеть субсидируемых маршрутов и количество рейсов. Перевозчики, задействованные в этих программах, вынуждены балансировать между коммерческими интересами и социальной миссией — задача непростая.

Москва — дорогая

Льготы на перелеты с ДФО в центральную часть страны также регулирует федеральная программа. Она действует с 2018 года и доступна всем зарегистрированным жителям Дальнего Востока. Купить билет по льготной цене можно было в кассах и онлайн — при предъявлении паспорта с дальневосточной пропиской или справки для детей. Цена минимальная. Так, полет из Хабаровска в Москву обойдется в ­10 200 рублей для взрослых, 5400 рублей для детей (от двух до 12 лет) и 7400 рублей для молодых людей до 23 лет, пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.

Аэропорт, Хабаровск
Аэропорт, Хабаровск Фото: АиФ/ Елена Лункина

В год каждому дальневосточнику положено четыре билета. Вот только купить их можно не всегда, а только пока не закончились выделенные в начале года средства.

Так, в 2025 году все шло по накатанному сценарию: деньги выделили, спрос высокий, продажи активные. А весной билетов уже не осталось.

И это происходит ежегодно. Иногда позже выделяют дополнительное финансирование. Будет ли оно на этот раз? Вопрос пока открыт. В министерстве транспорта Хабаровского края ответа на него тоже не знают. Напоминают только, что над ситуацией, увы, не властны, ведь «субсидирование межрегиональных перевозок осуществляется за счет федерального бюджета».

Мест не хватает

Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского
Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского Фото: «АиФ-Дальинформ»/ Елена Бережная

— Обычно поездки в отпуск планирую сильно заранее, чтобы купить «дальневосточные» билеты сразу после Нового года. А в этот раз думала, дома останусь. Но в апреле подруга пригласила в гости в Москву, и я стала искать билет. Субсидированных уже не было. Месяц каждый день проверяла, а потом решила, что куплю «плоские», пока хотя бы они есть. В итоге потратила на 10 тысяч больше, — поделилась хабаровчанка Мария Фролова.

«Плоский» тариф, о котором говорит наша собеседница, это уже не субсидия, а цена, зафиксированная крупным российским перевозчиком в рамках социальной программы. Такой билет из Хабаровска в Москву стоит от 13 250 до 15 050 рублей, в зависимости от рейса. Цена обычного может доходить до 50 тысяч рублей.

Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского
Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского. Фото: телеграм-канал Международный аэропорт Хабаровск

Неудивительно, что и «плоские» билеты уходят из продажи за считаные часы. Найти их незадолго до вылета — удача. Для пассажира это похоже на гонку за квотой. Люди, которым нужно лететь куда-то спонтанно, например на лечение, зачастую ее проигрывают.

Правда, ситуацию пытаются контролировать сами авиакомпании.

— Идет непрерывный мониторинг доступности авиабилетов. Оценивается баланс спроса и предложения с целью увеличения предложения билетов в пиковые периоды, — заявляют перевозчики.

Программа льготных перевозок задумывалась как мера для повышения транспортной доступности и снижения изолированности Дальнего Востока. Но каждый год она превращается в стихийную «лотерею» с теми же правилами: кто раньше купил — улетел. А если прибавить проблемы с очередями в кассах и пересадками из-за отсутствия прямых рейсов по популярным направлениям (к примеру, в Санкт-Петербург, его то возвращают, то вновь убирают) — поддержка превращается в испытание.

В год каждому дальневосточнику положено четыре льготных билета.

Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского
Хабаровск, Международный аэропорт им.Невельского Фото: телеграм-канал Международный аэропорт Хабаровск
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах