Примерное время чтения: 11 минут
918

Льготники Хабаровского края не хотят менять социальный проездной на деньги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ-Дальинформ" №26 24/06/2015
Артем Емельянов / АиФ

  Принять, но доработать с учётом мнений разных сторон. С таким результатом завершилось в среду, 24 июня, обсуждение в стенах хабаровской краевой законодательной думы проекта закона о так называемой монетизации льгот на проезд в городском транспорте.

Деньги вместо билета

  Если говорить проще, то речь идёт о замене единого социального проездного деньгами. Это предлагают сделать в министерстве социальной защиты населения. Его глава Николай Цилюрик сначала на пресс-конференции, а потом и на заседании думы, объяснил его необходимость постоянными конфликтами с перевозчиками.

  «Ещё с 2010 года к нам не раз обращались представители транспортных предприятий с предложениями заменить социальные проездные деньгами. Их аргументы – рентабельности никакой, автопарк стареет, мы в убытках и так далее. С другой стороны, к нам обращались, например, ветераны из небольших посёлков. Там транспорт чаще всего частный, или нет вообще никакого, и льготу они использовать не могут. Мы хотим сделать так, чтобы каждый льготник, получив деньги, смог их использовать так, как сочтёт нужным. Например, выбрать перевозчика, какого захочет, вместо того, чтобы подолгу ждать муниципальный автобус», - говорит министр.

  Ещё один довод главы минсоцзащиты: социальные проездные берёт едва ли половина тех, кому они положены. Между тем, на то, чтобы их напечатать и развести по почтовым отделениям, из бюджета тратится почти 200 миллионов рублей в год. В свою очередь, директор хабаровского пассажирского автопредприятия Алексей Деменок напомнил, что, по грубым прикидкам, 20% проездных, которые предъявляют кондукторам – подделки. А забрать фальшивки, по закону, могут только полицейские.

У каждого  - своя правда

  И самое главное: все время, пока существует льгота на проезд, минсоцзащиты и транспортники никак не могут прийти к единому мнению, сколько же на самом деле пенсионеры, ветераны и инвалиды ездят.

  «Вот хоть убейте, не пойму, как может один человек совершить 10 поездок в день? В этом нас пытаются убедить муниципальные перевозчики. Например, дают статистику, что в месяц льготник проехал 51 раз. Я не раз говорил, что это надуманно! По данным нашего мониторинга, в том же Хабаровске таких поездок 26 в месяц. Кстати, мы же платим за каждого, кто купил проездной, по 600 рублей в месяц. Независимо от того, весь месяц человек ездил или проехал всего два-три раза», - объяснил Николай Цилюрик.

  Подсчитать таких пассажиров пытались ещё в начале 2000-х годов. Наверняка кто-то ещё помнит, что льготникам раздавали специальные талончики, которые они отдавали кондукторам. По ним и считали. Но, как видим, цифры у каждого свои.

Николай Цилюрик: не пойму, откуда такие цифры! Фото: АиФ/ Алексей Минин

 

  Теперь, по задумке авторов реформы, перевозчик будет получать плату за проезд от самих льготников, а не из бюджета. И за реально совершенные поездки. Возможно, это подстегнёт муниципальных перевозчиков, что называется, включить мозг и сократить лишние затраты, считает Николай Цилюрик.

 Правда, почему сумма выплаты для каждой категории льготников будет разной, министр до конца объяснить не смог. Труженикам тыла, реабилитированным и пострадавшим от политрепрессий дадут по 440 рублей в месяц. Ветераны труда смогут получать 405 рублей, по 310 рублей дадут детям-школьникам из многодетных семей, пенсионерам, малоимущим гражданам пожилого возраста.

  Вот эти суммы и вызвали больше всего недовольства у пенсионеров. Ведь если разделить те же 310 рублей на нынешнюю стоимость билета в Хабаровске, выйдёт 15 поездок в месяц, рассуждают они.

Кипит наш разум…

  На митинге, который 18 июня организовали активисты хабаровского отделения КПРФ, все в один голос возмутились: а нас-то почему никто не спросил? Идеи, как решить эту проблему и что делать дальше, звучали  разные. Кто-то предложил пересадить чиновников на городской транспорт. Другие возражали – у них зарплата в несколько раз выше наших пенсий, так что эффекта не будет.

  Хабаровчанин Владимир Ермольченко предложил ввести спецталоны, по которым перевозчики могли бы учитывать реальное число льготников. Мол, в той же Еврейской автономной области примерно так и делают. Там льготникам выдают талоны на определенную сумму. Ими они «расплачиваются» в общественном транспорте. Затем транспортным компаниям перечисляют деньги согласно накопившимся талонам. Но эту идею митингующие отвергли.

Эмоции на митинге били через край Фото: АиФ/ Алексей Минин

  Зато предложение уволить министра соцзащиты края Николая Цилюрика собравшиеся встретили бурными аплодисментами. Там же активисты собирали подписи с обращение в прокуратуру с просьбой проверить законность предложенной реформы.

Под разным углом

  Пока пенсионеры выплескивали эмоции, в разговор о происходящем с журналистом «АиФ-Дальинформ» вступил хабаровчанин Андрей, фотограф, ветеран боевых действий.

  «Вот говорят, мол, дадим живые деньги, транспортники будут напрямую их получать за перевозку. А кто сказал, что тот же пенсионер обязательно куда-то вообще поедет? Тем более выплаты небольшие. Может, человек пойдёт и, грубо говоря, на эти деньги лишнюю булку хлеба купит», - считает Андрей. Кстати, о том же говорил незадолго до этого в стенах краевой думы и депутат-коммунист Виктор Постников. Он также считает суммы выплат слишком низкими.

  А вот хабаровчанка Елена, напротив, считает, что от натуральной льготы пора уходить, тем более, если ей пользуется только половина тех, кому она положена.

  «Моя мама, например, уже давно не берет этот проездной, хоть она и заядлая дачница. Ведь с билетом человек привязан к муниципальным автобусам. А так – взял деньги и езжай хоть на коммерческом. Тем более, в Хабаровске часто бывает проще как раз на «частнике» куда-то доехать. И с министром я согласна в том плане, что перевозчики муниципальные, может, и правда, наконец, думать начнут и правильно строить свою работу, вместо того, чтобы на всех углах ныть об убытках. А митинговали, я считаю, те, кто слишком много хочет», - уверена Елена.

Татьяна Андрющенко: нужен компромисс Фото: АиФ/ Алексей Минин

 

  Свой выход из этой ситуации предлагает Татьяна Андрющенко, председатель хабаровской городской организации Всероссийского общества слепых.

  «Можно было бы для тех же незрячих инвалидов сделать особый проездной. Пусть он будет дороже, чем те 100 рублей, которые мы сейчас платим за единый социальный билет. Продавать его должны сами транспортные предприятия, раз уж они хотят получать деньги напрямую. Так будет лучше, чем инвалид по зрению будет в автобусе считать монеты. Ведь даже слабовидящих легко обсчитать, что уж говорить про человека, у которого нет зрения. Да, мы понимаем и перевозчиков, которым не хватает денег. Но той суммы, которую предлагают, многим может не хватить. Вот у нас есть один активный член ВОС, живет в Некрасовке, часто ездит к нам на улицу Ленина. Мы же то в шашки играем, то в театры ходим. А с переходом на живые деньги, боюсь, таким как он, будет сложнее», - сказала Т. Андрющенко.

  Она добавила, что эту проблему было бы неплохо обсудить за «круглым столом» с участием властей, перевозчиков и представителей организаций пенсионеров и инвалидов. В результате такой дискуссии появился бы компромиссный вариант решения проблемы.

Принять, и точка!

  Однако, несмотря на резкий протест и возражения, законопроект всё-таки был включён в повестку очередного заседания краевой думы в среду, 24 июня. Депутат от КПРФ Александр Громов в начале заседания вновь предложил отказаться от обсуждения этого вопроса, но большинство коллег его не поддержали. Когда парламентарии всё-таки дошли до этого документа, случился скандал. Депутаты-коммунисты, а следом и от ЛДПР, покинули зал заседаний в знак протеста.

  «Мы же во время выборов обещали нашим избирателям не трогать льготы и социальные выплаты. А теперь получается, что мы обманем избирателей. Так нельзя, этот закон ущемляет права малоимущих», - заявил лидер фракции ЛДПР в краевой думе Вячеслав Фургал. Депутат от КПРФ Александр Громов напомнил, что всё вокруг и так дорожает, поэтому проводить такую реформу и даже обсуждать её возможность, мягко говоря, недопустимо.

Фото: АиФ/ Алексей Минин

   Короче говоря, из 36 избранных депутатов в зале осталось 23, а это ниже минимального кворума. На участников демарша не подействовало даже напоминание о депутатской этике. По этим правилам, народный избранник ни при каком раскладе не может уйти из зала заседаний, даже если он исчерпал все аргументы.

  Тем не менее, выход оставшиеся депутаты все же нашли. На заседание срочно вызвали одного из тех, кто изначально не пришёл. Участников заседания стало 24, то есть как раз столько, чтобы был кворум. В итоге после бурной дискуссии законопроект депутаты приняли в первом чтении. Единогласно.

  Как только информация об этом появилась, в том числе, и на нашем сайте, в редакции раздалось сразу несколько звонков от возмущённых пенсионеров.

  «Я федеральный льготник, II группа инвалидности. Доплата к пенсии 1100 руб. Теперь мы вообще запутались, что нам положено, что входит в эту доплату. Нас уже всего лишают, как дальше жить?», - с волнением сказала наша читательница, не назвав, правда, своего имени.

  Более резко прокомментировал решение депутатов Алексей Ворсин, председатель регионального отделения политической партии «Демократический выбор» в Хабаровском крае.

Пусть отказываются от персональных машин и водителей! Фото: АиФ/ Алексей Минин

   «Совершенно отвратительная и лживая политика краевых властей вместе с единоросовским большинством Закдумы края в вопросе монетизации льгот. История здесь простая: ни о какой оптимизации и урезании льгот для пенсионеров не может идти и речи, пока чиновники  радикально не оптимизируют траты на себя. Пока все, начиная от губернатора и заканчивая последним специалистом, не откажутся от совсем нерыночных доходов, от льгот и чрезмерных расходов на себя, любимых, от лишних полномочий и от выполняющих эти лишние полномочия кадров, не должно быть никаких монетизаций для тех, кто реально еле выживает. Для многих пенсионеров вопрос 500 рублей в месяц - реально болезненный, поэтому пусть начинают оптимизацию с себя, к тому же это честнее», - считает политик.

  Он уверен: можно было бы проработать вопрос о возможности выбора для пенсионеров: хочешь - получай льготу, хочешь - компенсацию.

  Так или иначе, в сентябре парламентарии намерены вернуться к этому вопросу. Если закон все же примут, по новым правилам льготники поедут с 1 ноября.

  Кстати, депутат Ирина Штепа, отвечая журналисту «АиФ-Дальинформ», пообещала ко второму чтению собрать как можно больше мнений людей. Вы также можете высказаться по этому поводу, приняв участие в нашем опросе или написав к нам в редакцию по электронной почте AIF-DALINFORM@YANDEX.RU.

  • Как вы относитесь к возможной монетизации льготы на проезд?

    • 4%
      Давно пора было это сделать
    • 30%
      Нельзя этого делать в принципе
    • 43%
      Должна быть адекватная замена проездного деньгами, а не та, какую обещают
    • 13%
      Будет только хуже
    • 9%
      Мне всё равно
Всего: 111
Все опросы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах