Ровно 30 лет назад, 7 декабря 1995 года, в Хабаровском крае разбился пассажирский Ту-154Б-1, выполнявший сложный внутренний маршрут с несколькими посадками. Самолёт исчез с экранов радаров через двадцать пять минут после вылета из Южно-Сахалинска и вскоре врезался в склон горы Бо-Джауса. Погибли все находившиеся на борту 98 человек. О событиях, оставивших тяжёлый след в истории дальневосточной авиации, вспоминает hab.aif.ru.
Борт был исправен?
Самолёт выполнял круговой рейс KHV 3925/3949 «Хабаровск—Южно-Сахалинск—Хабаровск», после чего должен был отправиться в Улан-Удэ и Новосибирск. Утро началось штатно. Экипаж прошёл стандартные проверки, самолёт получил полный объём топлива и был признан исправным в ходе техосмотра.
Вылет первой части маршрута отложили из-за сложных погодных условий на Сахалине, из-за чего экипаж ожидал разрешения на вылет более четырёх часов. После повторного медосмотра и проверки самолёт отправился в Южно-Сахалинск, где выполнил штатную посадку. На борту находился только экипаж: четыре пилота и четыре бортпроводника. Все технические параметры самолёта — центровка, остаток топлива, режимы работы систем — соответствовали нормам.

На Сахалине воздушное судно простояло около двух часов. За это время оно прошло очередное техобслуживание, но без дозаправки топлива, поскольку остаток горючего позволял продолжить маршрут. На борт поднялись 90 пассажиров, был загружен багаж, а в 16:43 самолёт снова взлетел, взяв курс на материк.
После взлёта экипаж начал набор высоты до эшелона 10 600 метров. В этот период командир распределил обязанности: управление справа, связь слева. Особенностью данного борта была склонность к лёгкому «проваливанию» в крен из-за особенностей весо-топливного баланса. Чтобы компенсировать этот недостаток, экипаж применил ручную перекачку топлива между группами баков. Подобная практика считалась обычной, но требовала высокой точности и постоянного контроля.
Тела смешались с землёй
К моменту выхода на крейсерскую высоту внутри баков сохранялась заметная асимметрия. Формально критического нарушения не было, однако самолету требовалось значительное отклонение штурвала для удержания горизонтального положения. Автопилот, удерживавший крен, фактически работал на пределе возможностей.
К 17:00 экипаж передал своё местоположение: точка над морем, следующая — Дагды. Этот радиодоклад стал последним. Через несколько минут началось плавное развитие крена вправо. Оно было настолько медленным, что пилоты даже не почувствовали каких-либо изменений. Система предупреждения подала сигнал «КРЕН ВЕЛИК ПРАВЫЙ» только когда угол наклона превысил 30 градусов. Но визуальное восприятие приборов, особенности освещения кабины и отсутствие ожидаемых вибраций не позволили экипажу мгновенно оценить, насколько велика опасность.
Когда изменения перегрузок стали заметны, командир успел лишь произнести короткую нецензурную реплику. К моменту, когда автопилот был отключён, самолёт уже находился в быстром вращении с угловой скоростью, превышающей способность человека точно определить пространственное положение. Ту-154 перешёл в спиральное снижение. Пилоты пытались выровнять курс вручную, однако восстановить контроль над судном было уже невозможно — индикация крена терялась, и самолёт падал, стремительно набирая скорость.
В 17:08:20 Ту-154 врезался в склон горы Бо-Джаус со скоростью более 1000 км/ч. Угол пикирования составлял около 70 градусов. Судно разрушилось полностью — крупных фрагментов конструкции на месте падения не нашли. Удар был такой силы, что поверхностный слой почвы перемешался с остатками фюзеляжа и телами погибших.

Искали 11 дней
Поисковая операция началась сразу после исчезновения самолёта с радаров. Работы осложнялись коротким световым днём, большим расстоянием до предполагаемой зоны падения и суровыми зимними условиями. В поисках участвовали экипажи гражданской авиации, суда ВВС и ВМФ. Участники операции проводили опросы жителей прибрежных поселков, обследовали берег Охотского моря, горные районы и акваторию Татарского пролива — но всё безрезультатно.
В те годы спасательные службы активно привлекали экстрасенсов для различных задач. В поисках разбившегося Ту-154 участвовали 127 ясновидящих, среди которых была и знаменитая в то время Джуна, однако их рекомендации оказались бесполезными. Лишь после обращения к данным радиолокационного контроля ПВО удалось локализовать район падения.
18 декабря экипаж Ми-8 заметил свежий оползень на снежном склоне. Высадившиеся спасатели подтвердили, что именно здесь произошла катастрофа.
Никакой мистики
В последующие месяцы и годы вокруг падения Ту-154 ходили различные слухи. О причинах трагедии выдвигались самые различные версии: от более приземлённых, согласно которым в борт случайно попала ракета ПВО, до самых невероятных — якобы самолёт столкнулся с летающей тарелкой пришельцев. Однако расследование показало, что в случившемся нет никакой мистики — причиной катастрофы стал сугубо человеческий фактор.
Комиссия МАК установила, что к трагедии привела совокупность обстоятельств: нарушение баланса топлива, исчерпание ресурсов по управлению креном, позднее распознавание ситуации и отсутствие тренажёрной подготовки на случаи развития большого угла крена и тангажа. Технически самолёт был исправным, но сочетание особенностей конкретного борта и сложной конфигурации топлива создало условия, при которых своевременная реакция экипажа стала практически невозможной.

Весной 1996 года спасатели, родственники погибших и хабаровские священники поднялись на гору и воздвигли там памятный знак. Собрать тела погибших по отдельности не удалось: от людей остались лишь мелкие фрагменты. Экипаж рейса был похоронен в братской могиле на центральном кладбище Хабаровска.
Произошедшая катастрофа стала стимулом для изменения стандартов подготовки пилотов и пересмотра ряда эксплуатационных норм для Ту-154 и других типов авиалайнеров.