Примерное время чтения: 8 минут
111

Играй, узнавай, гордись. Как «настолки» помогают изучать Дальний Восток

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ-Дальинформ» № 36 05/09/2024

Пока одни считают, что гаджеты со временем вытеснят из нашей жизни печатные книги и настольные игры, для других традиционные виды досуга остаются самыми любимыми. Настолки популярны среди детей и взрослых. Это прекрасный способ провести время в компании друзей или всей семьей. Увлекательные игры создаются и на Дальнем Востоке. С их помощью можно не только отдыхать, но и учиться, больше узнавая о географии, истории и культуре регионов. А их авторы — люди творческие, думающие, зажигающие других своими идеями.

Фото: Из личного архивa/ Анастасия Сухорукова

Ключи от города

Парадоксально, но часто меньше всего о городах знают их коренные жители. Мы привычно топаем по знакомым маршрутам, не поднимая головы и не оглядываясь по сторонам. А туристов меж тем поражают необычная архитектура, зеленые улицы и уютные дворики, которые просто дышат историей.

Хабаровчанам по-новому взглянуть на город, в котором они живут, поможет книга «Конструктор. Прогулки по Хабаровску». Ее авторы — команда энтузиастов из двух местных творческих мастерских. Первый вариант издания подготовили еще в 2016 году. Отпечатанные на принтере 100 экземпляров разошлись быстро.

— Когда мы работали над проектом, вдохновлялись книгами-бродилками, изучали примеры из других городов, — рассказывает один из авторов Анастасия Сухорукова. — Сами пошли исследовать каждый маршрут, фотографировать артефакты и узнавать об их происхождении. Нас, как детей, интересовало все: сколько разных фонарей можно сосчитать на этой улице, как называются корабли и суда, проплывающие по Амуру, и какие же интересные домики у зверей в зоосаде.

Книга поможет отправиться в путешествие по городу, узнать интересные факты о нем. Она продумана таким образом, что каждый может стать ее соавтором и творцом. На страницах издания можно и нужно рисовать, записывать, клеить. В 2023 году на продолжение проекта получили грант Президентского фонда культурных инициатив, и началась более профессиональная работа над новым тиражом.

К оформлению подключилась местная дизайн-студия. Получилась большая и красивая книга, авторы учли прошлые ошибки, да и город за эти восемь лет изменился.

— Самым сложным оказалось отобрать материал — ведь его бесконечное множество, — поделилась редактор книги Татьяна Серебренникова. — В результате в конструктор вошли 28 маршрутов. Текст писали простым и доступным языком — как для своего ребенка.

В поддержку проекта, который назвали «Ключи от города», создали сайт. Там разместили все, что не поместилось в печатном издании. А еще выпустили игру «Город каменной черепахи» в формате «бродилки» с кубиками и фишками. Она охватывает еще большую географию: здесь можно путешествовать от железнодорожного моста до сопки Змеинка в Хехцирском заповеднике.

Фото: ТИЦ Хабаровского края

Родина китов и самолетов

Последние несколько лет активно идет работа по развитию туристической привлекательности Хабаровского края. Наш регион обзавелся собственным брендом и символом — гостей встречает китолет. Появляется много брендированных сувениров для туристов. Среди них игра «Родина китов и самолетов», созданная министерствм туризма края и региональным Туристским информационным центром.

— Хабаровский край — место максимально многоликое. Здесь невероятная природа, мощные предприятия, у края захватывающая история. Как обо всем этом рассказать в рамках одной настолки? Решили создать четыре тематических поля: столица, природа, промышленность и история, — делится начальник отдела медиа сопровождения АНО ТИЦ Ксения Кузнецова. — Над каждым работал отдельный художник, перед ним стояла задача узнаваемо изобразить ключевые достопримечательности, при этом объединив их в общую картину. В конце партии игроки собирают свой пазл из впечатлений.

По-настоящему увлекательная игра немыслима без азарта и веселья. Поэтому игроки соревнуются друг с другом. Чтобы получать детали-впечатления, нужно выполнять разные задания: придется проявить интеллект, креативность и даже продемонстрировать спортивную подготовку. Кубик решает, достанется ли вам что-то, в чем вы сильны, или придется освоить новое. Выигрывает тот, кто соберет пазл быстрее.

— За счет того, что в «Родине китов и самолетов» встретились сразу несколько жанров — тут и сборка пазла, и викторина, и разнообразные творческие задания, каждый находит в ней то, что любит, — продолжает Ксения. — На фестивале «Дни Дальнего Востока в Москве» мы играли в нее и со взрослыми, и с детьми, и все получили море положительных эмоций. Многие говорили, что теперь хотят поехать в Хабаровский край. Родители часто отмечали: здорово, что кругозор ребенка, а заодно и свой можно расширить в таком увлекательном формате.

Она добавила, что игра получилась «по-настоящему тимбилдинговой». На фестивале она помогала быстро подружиться незнакомым людям.

— Мы с коллегами тоже любим сыграть партию, когда есть свободное время. Очень объединяет и поднимает настроение, — отмечают в ТИЦ.

Игра «Путешествие по Охотскому морю»
Игра «Путешествие по Охотскому морю» Фото: ФГБУ «Заповедное Приамурье».

Путешествие по Охотскому морю

Отправиться в большое дальневосточное приключение предлагает краеведческая игра «Путешествие по Охотскому морю». Для ее создания объединились краеведы и экопросветители из нескольких регионов — специалисты ФГБУ «Заповедное Приамурье» в Хабаровском крае, сахалинского клуба «Бумеранг» и Дома детского туризма и экскурсий на Камчатке. Совместными усилиями собрали информацию и по Магаданскому краю. И снова встала задача отобрать самые интересные объекты, сжато и емко рассказать о них, но так, чтобы непременно захотелось увидеть их своими глазами.

— Игроков ждут три разных набора карточек: в «Достопримечательности» вошли значимые объекты Охотского моря — острова, охраняемые территории, места скопления китов или тюленей, памятники природы, исторические города-порты — всего 92 карточки. В Охотоморском бассейне есть поистине уникальные объекты, которых во всем мире единицы! Это просветительская часть игры, — увлеченно делится начальник отдела экопросвещения Комсомольского заповедника Екатерина Кондратьева. — В карточках «Общие вопросы» — самое «вкусное» про историю, население, рекорды, географические особенности, биоразнообразие моря — о его рыбах, птицах, морских млекопитающих. Это часть больше на общую эрудицию и смекалку. Экообразование предполагает обучение и тому, как правильно вести себя на природе, особенно в заповедных зонах. Так родилась третья колода карточек «Условия». Здесь игроки будут решать вполне реальные ситуации, с которыми краеведы сами сталкивались в поездках по Охотоморью: например, что делать, если вы встретили запутавшегося в сети тюленя или заметили в акватории нефтяное пятно.

Игротехника «Путешествия по Охотскому морю» выстроена так, чтобы гармонично объединить использование всех карточек. Варианты прохождения игры практически не повторяются — маршрут каждого участника становится индивидуальным и познавательным.

Вот так неравнодушные увлеченные люди делятся своими знаниями и творчеством. Благодаря им, гости Дальнего Востока могут познакомиться с его красотой и мощью и увезти с собой в качестве сувенира увлекательные игры. А местные жители узнают новое о родное земле.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах