Грузовик, наполненный бутылками с амурским соевым маслом. Казалось бы, что в нем может быть особенного? Эта машина стала одной из первых шестнадцати тягачей, проехавших по новому автомобильному мосту, который соединил Россию и Китай.
Трансграничный мост через пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» торжественно открыли 10 июня. Событие важное - в открытии приняли участие представители как российской стороны, так и партнеры из КНР.
Рассказываем, в чем особенность нового моста, почему он ждал открытия два года, и как сооружение сможет повлиять на отношения России и Китая.
Первые шаги
Вопрос возведения моста начали поднимать еще в прошлом веке, а первое соглашение по его строительству по уникальной концессионной модели было подписано 5 июня 2016 года в Харбине. Стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию. По расчетам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет.
Тянуть мост начали одновременно с двух сторон 25 декабря 2016 года, работы велись в течение трех лет.
Длина моста составляет 1080 метров, из которых каждой стороне принадлежит 540 метров, государственная граница проходит посередине моста. Общая ширина проезжей части – 11 метров.
Отечественное производство
На полноценный режим работы международный мост перейдет уже 11 июня. Проезд по нему будет открыт ежедневно с 8 до 23 часов, сообщил губернатор Амурской области Василий Орлов.
«По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Современные пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до 4 миллионов тонн грузов и 2 миллионов пассажиров ежегодно. Экономический эффект будет ощутим для всего Дальнего Востока и страны в целом. Многократный рост грузооборота принесет пополнения в бюджеты всех уровней, а возможность быстрой логистики даст мощный толчок как к развитию экспорта продукции из России, так импорта товаров», — сказал глава региона.
Мост через Амур стал грандиозным проектом, его строительство велось круглосуточно, а максимально было задействовано 960 человек с российской стороны. Но были и ещё тысячи людей: проектировщики, дорожники и сотрудники российских заводов, где делали конструкции для моста. Все материалы, из которых построена российская половина, — отечественного производства. Иностранные только ванты. Они произведены во Франции.
Стыковка прошла 31 мая 2019 года. После этого работы с двух сторон ещё продолжались; строительство основных этапов моста было завершено в декабре 2019 года. Общая протяженность мостового перехода – 20 километров. Сюда входит 6 километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России, в которых ещё 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему и ведет Каникурганское сооружение.
Объект достроили в 2020 году, но пандемия, из-за которой границы закрыли, не позволили запустить движение сразу. Машины могли поехать по мосту только после снятия всех ограничений.
«Разворот России на Дальний Восток»
Мост значительно сокращает дорогу из Китая в Амурскую область, что снижает транспортные издержки. По мосту будут возить не только грузы, им смогут пользоваться и туристы.
«Это доказательство прочной дружбы. У нас есть хороший друг, который поддерживает в трудную минуту, а также это показывает миру заинтересованность в российских транспортных системах. Построить такой мост без привлечения бюджетных средств – не простая история. Мы каждый день говорим о развороте России на восток, но этот разворот нельзя сделать декларативно. Для этого необходимо расширять БАМ и Транссиб, строить мосты, приводить в порядок пограничные переходы», — сказал Юрий Трутнев.
Глава Минвостокразвития отметил, что таких объектов, в том числе железных дорог, погранпереходов, портов, будет все больше - сейчас дефицит провозных мощностей превышает 70 млн тонн в год.
«При текущей динамике товарооборота дефицит провозных мощностейможет удвоиться, поэтому каждый такой проект жизненно важен для Российской Федерации. Важнейший новый проект – это строительство новой железной тихоокеанской дороги из Якутии к побережью Хабаровского края», — сказал Алексей Чекунков.
После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.