В прошлом году известному художнику из Еврейской автономной области Владиславу Цапу исполнилось 70 лет. Несмотря на почтенный возраст, биробиджанец полон энергии и творческих планов. О них мэтр рассказал «АиФ-Дальинформ».
Отказался от Парижа
— Владислав Абрамович, что подтолкнуло вас освоить живопись?
— Когда я учился в пятом классе, в нашей школе проводился конкурс патриотических рисунков. И моя работа, с матросами и крейсером «Авророй» победила. Она не выглядела такой красивой, как другие экспонаты, но я творил сам. И это оценил учитель.
Был еще один случай. Однажды во двор нашего многоквартирного дома пришел подвыпивший гражданин, сел на лавочку, достал блокнот и цанговый карандаш (я таких раньше и не видел) и стал делать зарисовки. Мальчишки сообщили ему, что я тоже «этим балуюсь». Дяденька попросил: «Покажи». Я сбегал домой, вынес свои листки с изображениями кошек, собак и лошадей. Он посмотрел и сказал, что в мои годы так хорошо рисовать не мог.
Большое влияние оказал на меня Анатолий Столбов — еще один учитель рисования, работавший в моем родном Облучье.

— Когда открылась ваша первая художественная выставка?
— Если не считать студенческих лет, впервые я выставился в 1984 году — в рамках коллективной экспозиции, посвященной 50‑летию Еврейской автономной области. Всероссийская выставка, с участием художников из Москвы и Ленинграда, прошла в биробиджанском Дворце культуры и имела большой успех, мой натюрморт назывался «Ветка смородины».
Первая моя «персоналка» открылась в 1993 году на Биробиджанской обувной фабрике, где я в то время работал художником-оформителем. Ну а затем последовали выставки в Хабаровске, Москве, Париже и других городах.
Во Францию, кстати, я не поехал — организаторы приглашали, но за свой счет. Но афишу от той экспозиции мне передали...
— Ну хоть что-то. А как вы, Владислав Абрамович, оказались в Биробиджане?
— После школы я окончил училище в Благовещенске, затем пошел в армию. Служил во взводе инженерной разведки в Хабаровске, мы охраняли мосты и другие объекты. Отдав долг Родине, в 1977 году демобилизовался и вернулся в Облучье.

Я познакомился с Еленой, которая работала на Биробиджанской обувной фабрике. Мы поженились, молодой семье выделили комнату в фабричном общежитии. Жизнь шла! Но в лихие девяностые производство стало разваливаться, всех работников отправляли в вынужденные отпуска.
В 1994 году я трудоустроился художником в областную газету «Биробиджанер Штерн». Это стало поворотным моментом в моей судьбе. Сейчас я художественный редактор газеты.

Памятник из Китая
— Ваше обширное творческое наследие невозможно представить без лирических мотивов, связанных с жизнью еврейского местечка...
— Я иллюстрировал классиков еврейской литературы — Шолом-Алейхема, Менделя Мойхер-Сфорима, Ицхока Лейбуша Переца, а также советских авторов, писавших на еврейскую тему. За все годы я создал, наверное, не меньше десяти тысяч рисунков, включая карикатуры, рисованные кроссворды, клишированные заголовки на идиш. Ну и картин немало. В Москве мой стиль назвали «иронический полунаив».
— Вы являетесь автором и соавтором пяти памятников в Биробиджане. В том числе воинам-интернационалистам, пограничникам — защитникам амурских рубежей и Шолом-Алейхему — одному из символов современной ЕАО...
— Тематический конкурс по памятнику Шолом-Алейхему прошел в 2003 году. Московский скульптор Юрий Чернов запросил за свой вариант памятника, как я слышал, двести тысяч долларов, и ему отказали. Дорого! Хабаровский скульптор Юрий Кукуев предложил интересный проект, но отказался от антивандального варианта — убрать с рук Шолом-Алейхема фигурку ребенка. Не договорились. Тогда обратились ко мне — вне конкурса. Я взялся за работу.
В итоге памятник отлили в Китае, цена — десять тысяч долларов. В двадцать раз дешевле, чем просил Юрий Чернов. А потом оказалось, что и это тоже дорого. В итоге китайцы подарили Биробиджану памятник Шолом-Алейхему, ничего не взяв за это.

— Русский с китайцем — братья навек! В связи с неослабевающим интересом к истории малой родины есть ли у вас, Владислав Абрамович, какие-то новые проекты, призванные добавить дополнительных красок нашему героическому прошлому?
— Моя мечта — нарисовать портреты первопроходцев, которые оставили яркий след в истории ЕАО, но чьих фотографий, увы, не сохранилось.
Мы ведь не знаем, как выглядел на самом деле Ерофей Хабаров. Может, он невысоким был и лысым? Но как его увековечил в известном памятнике в Хабаровске скульптор Абрам Мильчин, стало эталоном. То же самое с памятником Якову Дьяченко в краевом центре.
А почему в ЕАО нет портретов или памятников казаку Василию Тихонькому, в честь которого была названа железнодорожная станция Тихонькая, нынешний Биробиджан? Почему нет портретов есаула Бабста, в честь которого названо село Бабстово, и казака Вертопрахова — основателя села Ленинского? Никто не знает, как выглядел войсковой старшина Помпей Поликарпович Пузино, а ведь в честь его имени, отчества и фамилии названы три села в ЕАО — Помпеевка, Поликарповка и Пузино. А где портрет Онуфрия Степанова, известного сподвижника Ерофея Хабарова, который участвовал в казачьих походах и скончался на территории современной ЕАО? Где портрет первого старосты Биробиджана Августа Оттера, в честь которого назвали поселок Августовский?
Все эти пробелы в истории нужно устранять, и я планирую этим заняться как художник. Хватило бы времени и здоровья, а огромное желание есть!

Досье
Владислав Цап родился в 1954 году в городе Облучье. В 1974 году окончил художественно-графический факультет Благовещенского педагогического училища. Живет и работает в Биробиджане. Почетный гражданин Еврейской автономной области. Почетный член Российской академии художеств. Член Союза художников России. Член Союза журналистов России. Участник многочисленных арт-выставок, в том числе зарубежных. Женат, имеет дочь.