15 июля 2025 года в соответствии с православным календарём отмечается праздник Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот день в церковном году отмечен особым благоговением и исторической глубиной. Воспоминание о перенесении священной Ризы Божией Матери из Святой Земли в Византию связано с рядом чудесных событий, благословений и воинственных потрясений, изменивших ход истории православных народов. Праздник Положения Ризы Богоматери, совершаемый в середине июля, входит в круг важнейших празднеств, посвящённых Пресвятой Деве, и указывает не только на материальное прикосновение к Ее святыням, но и на духовную защиту, покрывающую как Византию, так и Русскую землю.
С древности русский народ соединял этот день с женским началом, с тёплой, оберегающей силой. В народной традиции 15 июля приобрело название дня Берегини — прародительницы и охранительницы домашнего очага, которую в образе берёзы воспринимали как воплощение самой Пресвятой Богородицы. Белоствольное дерево с венцом зелёной листвы стало в народном воображении живым напоминанием о чистоте, целомудрии и материнской заботе.
Какие традиции берегут святость сегодняшнего дня, откуда пошёл праздник, что в него можно и что нельзя делать — разбираемся по порядку в статье hab.aif.ru.
История праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы
В середине V века, во времена правления византийского императора Льва Великого, двое приближённых ко двору сановников — братья Гальбий и Кандид — отправились в Палестину поклониться святым местам. Путь их пролегал через селение недалеко от Назарета, где они остановились на ночлег в доме престарелой еврейки. Их взор привлек свет свечей и благоухание фимиама, восходившего в углу комнаты. Поначалу женщина отказывалась объяснить происхождение этой святыни, но по настойчивым расспросам призналась: в её роду из поколения в поколение хранилась святыня — Риза Пресвятой Богородицы, вручённая самой Матерью Божией благочестивой деве из её семьи перед Своим Успением.
Эта Риза передавалась от девы к деве, в чистоте и благоговении, как сокровище духовной силы. Братья Гальбий и Кандид с благоговением выслушали рассказ, а затем, поняв, какую величайшую святыню они обрели, выкупили её и с должным почтением доставили в Константинополь. Император и святитель Геннадий, патриарх Цареградский, с трепетом приняли святыню, и, удостоверившись в её нетленности и чудотворной благодати, определили построить храм в честь Богородицы во Влахернском предместье столицы.
2 июля 458 года, с великим торжеством, святую Ризу вложили в новый ковчег и положили в алтаре храма. С течением времени к ней были добавлены святыни: часть омофора и пояса Пресвятой Богородицы, что отразилось и в церковной иконографии, изображающей не одно событие, но соединение нескольких великой важности. Храм во Влахерне стал оплотом духовной защиты столицы, и сама Риза — осязаемым знаком материнского заступничества Богородицы за всех верующих.

О силе этой святыни свидетельствуют многочисленные чудеса. В IX веке, в 860 году, русские войска под предводительством князя Аскольда подошли к Константинополю. Угроза была столь велика, что столица готовилась к падению. Император Михаил III и святейший патриарх Фотий не прибегли к мечу, но к молитве: вся ночь прошла в слезном молении во Влахернском храме. Тогда святую Ризу вынесли из раки, обнесли вокруг городских стен, а её край погрузили в воды Босфора. По преданию, Пресвятая Богородица покрыла город Своим благодатным омофором, и нападение было остановлено. Русские войска отошли, потрясённые неведомой силой, и вскоре между Русью и Византией был заключён мир.
После этого святой Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы, чтобы не угасала в сердцах память о дивном покрове Царицы Небесной. Этот день стал точкой отсчёта начала крещения Руси: князь Аскольд принял Крещение с именем Николай, а вскоре на Днепр прибыли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий с благословением Патриарха Фотия.
Хотя религиозная реформа князя Аскольда окончилась его мученической гибелью от руки язычников, семя христианства, посеянное в Киевской земле, дало в своё время обильный плод. Через крещение Руси при святом князе Владимире и утверждение церковной иерархии из Константинополя праздник Положения Ризы Богоматери стал неотъемлемой частью и Русского церковного календаря.
На Руси это торжество почиталось с древности. Святой князь Андрей Боголюбский возвёл храм в честь Ризоположения, а в московском Кремле, после чудесного избавления от татар в 1451 году, была воздвигнута церковь Ризоположения, что и поныне стоит на своём святом месте. Так слава Божией Матери, покрывающей Своей Ризой Царьград и Русь, стала живой нитью в истории спасения православных народов.
Приметы 15 июля
Если рыба плещется — днем будет тепло.
Над водной гладью стелится туман — к хорошей погоде.
Ветер дует с запада — надует дожди.
Муравьи копошатся — будут осадки.

Утренняя роса на травинках — к дождю.
Сыч раскричался — к богатому урожаю.
Что можно делать 15 июля 2025 года
В народном представлении этот день издревле воспринимался как соединение духовного и природного, когда Царица Небесная через образы берёзы и Ризы являла Своё покровительство всему сущему. Девицы с самого утра шли к березовым рощам, желая получить от природы благословение на счастье и любовь. Они молча прикасались к дереву, загадывали сердечное желание, повязывали на ветвях алую или синюю ленту, а под корни дерева оставляли приношения: яйца, пирожки, хлеб. Всё это делалось с молитвой, с обращением к Матери Божией, с надеждой на чудо.
Если семья жила в доме, возле которого не росла берёза, её старались посадить именно в этот день. Дерево воспринималось как живой хранитель дома, как свидетель завета между родом и Богородицей. Считалось, что если в день Ризоположения посадить берёзу и хорошо за ней ухаживать, то в доме воцарятся мир, достаток и плодородие.

Утром молодые женщины собирали росу на лугах — она считалась исцеляющей. Ею умывались, натирали руки и лицо, окропляли детей. Росу собирали в холщовые платки и хранили до середины осени, используя в народной медицине. Вечером шли в баню: парение в этот день очищало не только тело, но и душу. Считалось, что баня в праздник Ризоположения изгоняет болезнь, уныние и зло.
В течение дня старались делать добро, помогать ближним, работать в поле и саду. Всякое рукоделие, особенно ткачество и шитьё, благословлялось как продолжение творческого дара, данной Богородицею женщине. Нельзя было сидеть сложа руки: чем больше пользы принесёшь в этот день, тем легче и плодотворнее пройдёт весь год.
Что нельзя делать 15 июля 2025 года
Поскольку день соединён с образом берёзы, её запрещалось ломать, рубить, вырывать с корнем. Нельзя было также рвать листья или обдирать кору — любое небрежное обращение с деревом воспринималось как святотатство. Считалось, что это не только грешно, но и причиняет скорбь Берегине — а значит, может вызвать болезни, ссоры в семье и даже гибель скота.
Не рекомендовалось ловить рыбу или охотиться: природа отдыхала под покровом Божией Матери, и нарушать её покой было опасно. Наши предки верили, что тот, кто ослушается, может навлечь на себя беду или потерю в хозяйстве.

Одиноким девушкам было строго-настрого запрещено оставлять грязную посуду на ночь — это якобы отгоняло сватов и могло помешать выйти замуж. Считалось, что посуда, как зеркало дома, отражает внутренний порядок женщины. В этот день нужно было особенно тщательно прибираться в доме, мыть полы, очищать углы и окна.
Нельзя было переезжать, устраивать большие ремонты или делать перестановки: эти действия нарушали духовную целостность жилища. В народе говорили, что любое изменение в этот день может привести к утечке достатка, неудачам в делах и разладу в семье.

Покровительница и заступница
Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — это не только воспоминание о дивных исторических событиях, но и духовное напоминание о том, что Божия Матерь всегда пребывает рядом со Своим народом. Она покрывает Своей благодатной Ризой Церковь Христову, города и деревни, дома и семьи. В этот день православные с благоговением молятся о заступничестве и покрове, о мире, здоровье и душевной тишине. Через образ берёзы, через тихую молитву на росе, через умывание, труд, любовь к земле, женщина прикасается к вечному, становится частью великой Церковной истории, и соединяется с Покровом Царицы Небесной, распростёртым над Русской землёй.